Posted 15 августа 2016,, 16:07

Published 15 августа 2016,, 16:07

Modified 12 ноября 2022,, 08:17

Updated 12 ноября 2022,, 08:17

Багаж Галины Ширшиной – 2

15 августа 2016, 16:07
Багаж Галины Ширшиной – 2

Мы продолжаем разбирать условия, которые были созданы Галине Игоревне Ширшиной сразу после ее победы на выборах мэра Петрозаводска в 2013 году с помощью «яблочной» группой поддержки» (статья «Багаж Галины Ширшиной») и о том, как она воспользовалась своими стартовыми преимуществами, и какой политический багаж она на этом заработала.

Итак, у Галины Игоревны Ширшиной были просто замечательные стартовые возможности в ту пору, когда она стала Главой Петрозаводского городского округа.

Если говорить объективно, то имидж нового мэра и эти стартовые условия для Галины Игоревны, в основном, складывались не из суммы ее усилий по совершенствованию руководства городским хозяйством, а работой тех, кто на страницах газет и на сайтах, контролируемых Василием Поповым создавали, так сказать, вторую - «виртуальную» - Галину Игоревну: знающую досконально чем она занимается, бескомпромиссного борца за права петрозаводчан, борца за… да просто борца за все хорошее. И это гарантировало на какое-то время Галине Игоревне позитивное к ней отношение со стороны довольно значительной части жителей Петрозаводска.

Петрозаводчане поддерживали ее поначалу и в войне, которую она начала (с подачи республиканской организации партии «Яблока» и лично Попова) с властями Карелии. Те же его СМИ активно демонизировали – и до сих пор этим занимаются - республиканскую власть и губернатора, что им замечательно удавалось тогда. На этом фоне Галина Ширшина выглядела как нельзя более выигрышно. Более того, все ошибки и просчеты Галины Игоревны и ее «команды» объяснялись происками врагов, наследием прежних властей города и, чуть позже, «личной войной» Главы Карелии Худилайнена против «мятежного» мэра.

Я не случайно взял в кавычки слово «мятежного». Дело в том, что, не смотря на громкие заявления Галины Игоревны о запрещении своим сотрудникам ходить на совещания в карельское правительство, например, и ряд других столь же «серьезных» санкций со стороны новых городских властей в отношении властей региона, рабочее взаимодействие между республиканскими министерствами и ведомствами и Петрозаводской Администрацией, естественно, не прекращалось ни на день. Никто не отменял межбюджетные отношения, не отменял выстраивания хотя бы примерно общей экономической политики в регионе, решения социальных вопросов. Карельские власти всегда шли навстречу властям Петрозаводска. У них просто другого выхода не было.

Таким образом, «виртуальная» Галина Игоревна публично «играла мускулами» на радость ее сторонникам и соратникам, а «реальная» Галина Игоревна все же пыталась не ввергнуть Петрозаводск в окончательный хаос. Но получалось у нее это не слишком удачно.

Примером этому стала зима 2013 – 2014 годов, принесшая в Петрозаводск множество неприятных погодных катаклизмов. Сильные снегопады, оттепель, страшный гололед на дорогах и тротуарах города. С этим надо было что-то делать. Но чтобы что-то делать, надо уметь что-то делать. Нисколько не сомневаюсь, что Галина Игоревна искренне старалась решить проблемы так неожиданно на нее свалившиеся.

Был бы у нее опыт, с ее энергией они бы были решены, уверен. Но опыта не было. А принимать помощь властей Карелии было в сложившейся ситуации нельзя – мы же «воюем»! - да и Василий Попов такого выхода из ситуации не одобрил бы. А его мнение для Галины Игоревны было и остается решающим. А тут еще конфликт с частными перевозчиками. В одно далеко не прекрасное заснеженное темное утро «маршрутки» не вышли вовремя на дороги, чему были виной как действия хозяев маршруток, так и Администрации Галины Ширшиной.

Ситуация была такова, что надо было срочно убирать город, решать транспортный вопрос, и делать это все одновременно.

Снег в ту зиму так и не был убран, постепенно растаял и петрозаводские дороги, и тротуары покрыл толстый лед. Надо сказать, что в следующую зиму снег в столице Карелии пришлось убирать в чрезвычайном режиме уже под командованием карельской власти. Урок прошлого года Галиной Игоревной усвоен не был.

Что же касается «маршрутчиков», то этот конфликт в данных условиях можно, конечно, было решить путем переговоров или, хотя бы, договориться отложить эти переговоры до более приемлемых времен. Но Галина Игоревна пошла на принцип и обострила отношения. В те дни как раз «маршрутчики» оказались умнее и не стали провоцировать в Петрозаводске транспортный коллапс.

Естественно, что в средствах массовой информации Попова «виртуальная» Галина Игоревна всех врагов победила и оказалась большим молодцом, а побежденные, как намекалось на этих сайтах, плакали.

Кстати, тенденция во всех промахах и недочетах (неубранные и неремонтируемые дороги Петрозаводска, аварии на городских сетях, очереди в детские садики, плохая работа по вывозке мусора и так далее) винить губернатора, его «приспешников», кого-то еще, остается до конца ее руководства столицей республики. И не просто остается, но и усиливается.

Но петрозаводчане уже стали задумываться.

Если мне не изменяет память, в феврале 2014 года я имел честь рано утром разговаривать с пожилым жителем Петрозаводска на площади Гагарина у городского железнодорожного вокзала, который сказал мне фразу очень значимую: «Галина Игоревна хороший человек, но… не мэр».

Я почему это сейчас вспомнил – образ «хорошего человека и популярного политика» Галины Игоревны ее креативными друзьями будет потом (а сегодня этот процесс даже активизировался, но об этом позже) постепенно-постепенно заменять образ «крепкого хозяйственника» Галины Игоревны. «Крепкий хозяйственник» - этому есть множество подтверждений - к сожалению, из нее не получился.

И тут я хочу вспомнить одну из немногочисленных пресс-конференций Галины Игоревны в качестве Главы Петрозаводского городского округа. В условиях тотального гололеда в карельской столице журналисты поинтересовались у мэра: что же с этим гололедом делать? Оказалось, что мэр никакого гололеда в Петрозаводске и не заметила.

Это был как раз тот момент, когда «виртуальная» Галина Игоревна никак не смогла выручить Галину Игоревну «реальную». Потом таких случаев, когда «виртуальный» мэр не защитит грудью «реального» станет все больше и больше.

Отдельно надо сказать о конфликте Галины Игоревны (хотя надо говорить здесь не о ее конфликте, а о конфликте Василия Попова, Эмилии Эдгардовны Слабуновой и их политической группы, Галина Ширшина здесь лишь орудие) с губернатором Карелии Александром Петровичем Худилайненым.

То, что в Карелии масса проблем и решаются они гораздо медленнее, чем хотелось бы, видно всем. Наблюдаю за процессами, происходящими в экономике и в социальной сфере региона последние лет шесть, скажем так, со стороны - а со стороны иногда виднее, так? - и для себя сформировал главную претензию к нынешнему нашему правительству. Она заключается в том, что слишком долго команда Худилайнена «нащупывает» почву под ногами для того, чтобы стабилизировать ситуацию и пойти вперед. И люди устают от ожидания позитивных перемен. И этой усталостью людей пользуются ярые противники губернатора, подогревают недовольство в обществе, раздувают негатив, который просто «забивает» все то положительное, что делается властями республики. В полной мере они пользуются ситуацией.

Все понятно – кризис, тяжелые кандалы прошлых нерешенных проблем, которые только усугубились при руководстве прежнего губернатора. Очень трудный поиск инвесторов. Все понятно, но неужели нет способа как-то ускориться?

Но давайте сейчас зададимся другим вопросом.

В этой непростой, да что там – тяжелой – ситуации надо ли было Александру Худилайнену иметь под боком еще одну «горячую точку» - Петрозаводск? Нужна ли ему была в экстремальных условиях, в которых он и его команда оказалась, еще и «война» с Галиной Ширшиной, и грозящая разруха в столице региона? Это чревато и недовольством губернатором в Кремле, и дальнейшим нагнетанием внутрирегиональной напряженности. Ответ очевиден – нет, «война» ему не нужна. Худилайнен несколько раз публично повторяет: «Двери моего кабинета для Галины Игоревны всегда открыты». Это не отступление, это – призыв к конструктивному диалогу. Но «боевые действия» идут. Тогда кто же «войну» начал? Формально – Галина Игоревна.

Но опять давайте задумаемся: а нужна была эта «война» конкретно ей? Галине Игоревне было необходимо решать проблемы Петрозаводска, хотя бы самые острые, системные, как и те, что возникали не по одной каждый новый день, текущие. И без взаимодействия с республиканскими структурами их не решить. Они и не решались. Любой, петрозаводчанин это подтвердит. Нет, ей тоже эта «война» не была нужна. Но почему же она ее развязала?

Ответ опять же очевиден – ей приказали, с нее потребовали. Кто? Тот, кто заплатил за ее избрание один миллион долларов. Василий Попов. Его коммерческие интересы требовали «войны» с Худилайненым. Она и была развязана. И в нее были вовлечены жители Петрозаводска.

СМИ, поддерживающие Галину Игоревну, начали массированную атаку на действующую власть в регионе, внушая петрозаводчанам, что именно она источник всех бед в городе. Опять-таки будем объективны: свои плоды эта атака принесла, часть петрозаводчан временно поверила во враждебные намерения правительства Худилайнена в отношении «мятежной» Главы Петрозаводска. Но ненадолго.

Следующие управленческие решения Галины Игоревны постепенно ввергали ее избирателей в шок.

Кадры.

Из кабинетов петрозаводской мэрии ползут странные слухи: «Городской экономикой будет «рулить» футболист». Слухи подтверждаются: некий спортсмен Владимиров становится во главе экономического блока мэрии. Называются причины назначения: «Он – человек Галины Игоревны».

Из Прионежской мэрии заместителем Галины Игоревны приходит Евгения Александровна Сухорукова – ближайшая соратница Василия Попова, уже тогда подозреваемая по уголовному делу, сейчас уже осуждена. Изгоняется руководитель Петрозаводского Дворца творчества детей – опытный педагог - на ее место приходит двоюродная сестра Попова, сотрудница торговой сети «Ленторг» Светлана Всеволодовна Чечиль. Родители и педагоги возмущены. Галина Игоревна немногословна: «Я так решила». Других объяснений нет. Она ли решила? К такого рода объяснениям мы еще вернемся чуть ниже.

Родители и педагоги юных петрозаводских спортсменов в шоке – специалисты мэрии города, изрядно нелюбящие Галину Игоревну, конфиденциально сообщают им какие огромные деньги получает назначенная петрозаводским мэром директором муниципального предприятия «Спортивный комплекс «ЛУМИ» еще одна соратница Попова - Ольга Залецкая, которая на вверенной ей площадке, в ущерб ребятам, реализует коммерческие проекты. Родители громко требуют дать им информацию о зарплате руководителя, чтобы опровергнуть слухи. Им отказывают. Более того, начинаются непонятные сокращения сотрудников городских ДЮСШ. Начинается затяжной конфликт Галины Игоревны со спортивной общественностью города.

Это самые известные случаи. Список можно продолжать.

Кстати, вот здесь я бы не стал перекладывать всю вину за такую странную, если не сказать больше, кадровую политику лишь на Попова. Очевидно, что часть решений в этой области Галина Игоревна принимала самостоятельно, поскольку на работе в петрозаводской мэрии и МУПах оказались и ее личные друзья.

«Война» со школьными директорами.

Формально Глава Администрации Петрозаводска может уволить – разорвать контракт – директора любой городской общеобразовательной школы «без объяснения причин». Это правда. Правда и то, что школы всегда рассматривались Поповым и его соратниками по партии «Яблоко» как некие бесплатные предвыборно-агитационные площадки для работы с избирателями. Главное, чтобы директор образовательного учреждения был «свой человек». Тогда та же партия «Яблоко» могла бы беспрепятственно «работать» на площадях школы, не платя за это ни копейки или платя символическую плату, и получала бы неплохую аудиторию – родителей. С точки зрения лидера карельских «яблочников» все было сделано правильно: ряд директоров петрозаводских школ – «не тех» для карельского «Яблока» людей – были уволены. Галина Игоревна Ширшина очень четко и быстро выполнила установку «сверху», что говорит о том, что она человек дисциплинированный и что такое «партийная вертикаль власти» отлично понимает. Но на защиту уволенных педагогов, которых хорошо знали и знают в городе поднялась общественность: коллеги пострадавших и родители школьников. Они пытаются добиться от Галины Игоревны ответа на вопрос: «За что?» И слышат: «Это мое решение, я ничего объяснять не намерена».

«Мэр такого небольшого города, как Петрозаводск, должен подчиняться населению, а каждый житель должен иметь возможность задать вопрос тому человеку, которому он платит зарплату… Власть осуществляет свою деятельность на любой территории за счет тех, кто на ней живет, и как может быть власть закрытой от тех, кто ее содержит?.. Городской администрации необходима опора на общественность, чтобы не допустить ошибок» - это говорит Галина Игоревна сегодняшняя, кандидат в депутаты в Петрозаводский Городской Совет от партии «Яблока». Она уже забыла, что говорила когда-то школьной общественности и как, фактически, «посылала» ее подальше.

Такая деятельность Галины Игоревны, как ржавчина, постепенно разъедает созданный для нее трамплин хороших стартовых возможностей. Это очевидно. Большинство петрозаводчан уже не понимают логики ее действий. Поддержка Галины Игоревны среди населения столицы Карелии тает.

Когда «мятежная» Глава Петрозаводского городского округа была отрешена от власти, жители восприняли это абсолютно равнодушно. Не было громкого негодования или акций протеста. Но не было и радости в стане горожан, надо сказать. Это четкий показатель того, что петрозаводчанам просто надоело наблюдать за тем, что творилось в городе последние два года. У них просто «выгорели» все эмоции.

И даже «виртуальная» Галина Игоревна, любовно созданная СМИ Василия Попова, в данном случае ничем не могла помочь Галине Игоревне «реальной».

Но «виртуальная» Галина Игоревна живет и по сей день. Об этом мы еще обязательно поговорим.

Но вот парадокс, чем хуже обстояли дела в Петрозаводске, тем больший политический багаж приобретала Галина Игоревна. Как так?

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…

"