Несекретные материалы

Несекретные материалы

Несекретные материалы

10 апреля 2012, 15:23
Политика
Несекретные материалы

Правда о том, как в Карелии расходуются «дорожные» деньги.

Недавно на сайте «Карелинформ» появилась статья «Откаты на дорогах» А. Сидоренко, которая ставит под сомнение прозрачность расходования бюджетных средств на ремонт и содержание карельских дорог. Приведенная в ней общеизвестная и доступная любому желающему информация перемешана с предположениями и догадками, чтобы подтолкнуть читателя к выводу: в дорожной отрасли творятся некие махинации, в результате которых немалая сумма из казны может уплыть в неизвестном направлении. Попробуем разобраться, как обстоит дело в реальности, обратившись к официальным фактам и цифрам.

Как известно, начиная с этого года содержание автотрасс не только в Карелии, но и по всей России финансируются по новой схеме – через Дорожные фонды. Они формируются из нескольких источников, среди которых – транспортный налог и акцизы на горюче-смазочные материалы. Доходы от этих налогов и акцизов – величина непостоянная, подверженная колебаниям и зависят от многих факторов. Снизились поступления налогов в бюджет, соответственно, уменьшились поступления в Дорожный фонд. Не исключено, что в этом случае могут возникнуть проблемы с оплатой выполненных работ подрядным организациям. И тогда подрядчикам потребуется привлечь свои оборотные средства или взять кредиты в банках. Такие возможности есть только у крупных организаций, мелким фирмам участие в подобной схеме грозит срывом работ и банкротством.

Однако крупные дорожно-строительные фирмы интересуют соответствующие масштабные программы и проекты. В конкурсах на содержание двух-трех районных автотрасс они участвовать не будут. Именно поэтому Управление автодорог РК при проведении аукционов приняло решение разделить все республиканские дороги на 6 лотов - два крупных лота: северный и южный районы и 4 лота с незначительной протяженностью автодорог. В северный лот вошли Беломорский, Кемский, Калевальский, Лоухский, Пудожский, Медвежьегорский, Муезерский, Сегежский районы, Костомукша, часть сети Кондопожского района. В южный – Кондопожский Прионежский, Пряжинский, Суоярвский, Лахденпохский, Сортавальский, Олонецкий, Питкярантский, часть сети Муезерского и Медвежьегорского районов. Основания для такого разделения вполне понятны и логичны: климатические условия на севере и на юге республики отличаются, соответственно, разнятся и сроки работ, и затраты на содержание дорог.

Столь же логично и понятно то, что контракты с подрядными организациями были заключены на три года. Во-первых, и это тоже общеизвестно, наша республика, как и вся страна, перешла на трехлетнее бюджетное планирование. Во-вторых, крупным подрядчикам, опять же, интересны именно долгосрочные контракты: для предприятия это – гарантия, что через год на его место не придет другая фирма. Значит, можно спокойно вкладывать средства в производство, в обновление техники, создание рабочих мест, в смежные отрасли – например, разработку карьеров по добыче щебня и так далее. То есть, помимо всего прочего, таким образом решается задача по привлечению инвестиций в республику.

Исходя из всех вышеперечисленных соображений, карельское Управление автодорог объявило аукционы, рассчитав, что содержание южных дорог обойдется в 1 млрд.226 млн. рублей, северных – в 1 млрд. 418 млн. рублей. Эти цифры вызвали подозрение автора вышеупомянутой статьи, который утверждает, что в других регионах содержание автотрасс обходится дешевле, о чем якобы известно «из открытых источников». В самом деле, такие источники есть и они доступны любому, кто пожелает разобраться и сравнить.

По данным Российской Ассоциации Территориальных Органов управления автомобильными дорогами, на содержание 1 км. дорог в Карелии тратится 118 тыс. рублей. Из шести соседних регионов только в Ленинградской и Новгородской областях затраты меньше: 110 тыс. рублей и 112 тыс.рублей соответственно. Разница объяснима: в Карелии в стоимость работ входят, в частности, «северные» надбавки к зарплатам, которые выплачивает работодатель. В то же время по сравнению с другими регионами Северо-Запада республика расходует дорожные деньги экономнее. Так, например, в Архангельской области содержание 1 км. дорог обходится в 167 тыс. рублей, в Республике Коми – 168 тыс. рублей, В Мурманской области – 253 тыс. рублей, в Вологодской – 126 тыс. рублей.

В общем, со стоимостью работ вроде бы разобрались. Теперь вернемся к аукционам. С конкурсом на содержание дорог на юге республики все понятно: участвовать в нем изъявила желание всего одна фирма, ООО «Технострой». За право содержать дороги на севере республики «Технострой» боролся уже с другим претендентом, ООО «Петербурггазстрой». Поскольку действие 94-го федерального закона, регулирующего госзакупки и госзаказ, еще никто не отменял, выиграл, разумеется, тот участник конкурса, который предложил меньшую цену контракта, а именно «Петербурггазстрой».

Все вроде бы предельно прозрачно и понятно. Но и здесь недоверчивый журналист попытался отыскать какие-то тайные и корыстные схемы. И утверждает, что нашел: дескать, в Карелии есть свое госпредприятие, специально созданное для содержания и текущего ремонта дорог. Почему оно не участвовало в аукционе? Речь идет о ГУП «Мост». Организация это действительно крупная, вот только содержанием дорог ее деятельность далеко не исчерпывается. Из 35 (!) функций, которые выполняет госпредприятие, только три непосредственно связаны с дорожными работами.

Разумеется, ГУП «Мост» никто не запрещал участвовать в конкурсе, если бы оно того пожелало. Минстрой Карелии официально согласовал участие организации во всех аукционах на содержание автодорог регионального или межмуниципального значения до 2014 года. Но руководство предприятия вправе само решать, может ли оно самостоятельно потянуть те или иные контракты. Нередко экономические расчеты показывают, что выполнение всего объема работ для предприятия слишком затратно и нецелесообразно, выгоднее работать на субподряде. Это нормальная практика как для государственных, так и для частных фирм, ею регулярно пользуется и ГУП «Мост», который ранее уже выступал субподрядчиком у того же «Техностроя».

В общем, что получается в «сухом остатке»? Аукционы на содержание республиканских дорог были проведены строго по закону. Привлечение крупных подрядчиков целесообразно с экономической точки зрения: качественное выполнение работ в подобных масштабах могут обеспечить только современные, технически оснащенные дорожные предприятия. Кроме того, такое партнерство обеспечивает развитие республиканской дорожной отрасли. Ведь те же ДРСУ, заключая договоры субподряда, получают гарантированные долгосрочные заказы, а значит – возможность развивать свои предприятия. Ну а государству гораздо проще контролировать качество работ и освоение бюджетных средств, если оно имеет дело не с десятком-другим мелким дорожных компаний, а с двумя крупными фирмами. Такова реальная картина, все остальное, в том числе непонятно откуда взявшаяся цифра в полмиллиарда рублей (с таким уже успехом автор статьи мог назвать другу сумму – миллиард, например, или два), которые якобы потеряет бюджет в результате проведенных аукционов – всего лишь домыслы.

Сюжеты:
Статьи
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter