Posted 8 февраля 2012,, 10:52

Published 8 февраля 2012,, 10:52

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

Путин и Сегежа

8 февраля 2012, 10:52
Путин и Сегежа
Сюжет
Статьи

Зачем нам нужна демократия?

Лично на меня произвел немалое впечатление появившийся недавно в глобальной сети пропагандистский ролик «Россия без Путина». Тем, кто еще не видел этот шедевр, сообщаю: по мнению создателей ролика, наша страна без Путина во главе обречена на развал и оккупацию интервентами. А особенно меня зацепило утверждение, что без Владимира Владимировича наши заводы начнут останавливаться. Но, позвольте, они же и при Путине останавливались, да и прямо сейчас стоит Сегежский ЦБК.

Вы спросите – а при чем тут Путин? Или полумифическая демократия, которой, как известному всякому внимательному зрителю федеральных телеканалов, нигде в мире нет?

Я попробую ответить на этот вопрос, не настаивая, конечно, на том, что моё мнение это – истина в последней инстанции.

Итак, я убеждён, что сегодняшние проблемы Сегежского ЦБК это, в конечном итоге, последствия выстроенной Владимиром Путиным политической системы, и, в условиях демократического общества, они бы просто-напросто не возникли (могли бы быть иные проблемы, но конкретно этих не было бы).

Итак, как всем мы сейчас знаем проблемы Сегежского ЦБК и жителей Сегежского района начались...в Москве. Еще при прежнем столичном градоначальнике Юрии Михайловиче Лужкове. Именно мэр Москвы стал идейным вдохновителем и фактическим создателем «Банка Москвы», кредитно-финансовой организации, которая сначала обеспечивала интересы столичного правительства, а затем расширила своё влияние на российские регионы. «Банк Москвы» возглавляли люди близкие Лужкову, и именно они, по версии ведущегося сейчас следствия, выкачивали деньги из банка путем выдачи необеспеченных кредитов определенным предприятиям. Среди этих предприятий был и «Инвестлеспром», головная контора Сегежского ЦБК, и после того, как Лужков был отправлен в отставку и махинации вскрылись, счета «Инвестлеспрома» были арестованы, а все оборотные средства, в том числе и Сегежского ЦБК, начали изыматься в счет погашения набранных долгов. Как результат – отсутствие средств на закупку сырья, массовые сокращения в леспромхозах, и, как венец всему, остановка предприятия.

И позвольте не поверить, что ни многочисленные контрольные органы, ни службы финансового мониторинга и банковского надзора, ни всезнающая ФСБ даже не подозревали о том, что происходит в «Банке Москвы». Махинации-то там шли годами. Как бы развивалась аналогичная ситуация в демократической стране? Как известно, немногочисленные, но еще существующие оппозиционные СМИ и оппозиционные политики, время от времени, сообщали обществу о том, что в московской мэрии не всё чисто. Но прокуратура и прочие следственные органы на эти публикации и заявления не реагировали. Потому что один из лидеров «Единой России» Юрий Лужков входил в российскую политическую элиту и потому считался неприкасаемым. В демократическом государстве правоохранители не смогли бы так просто отмахнуться от подобных заявлений, а, значит, следственные действия начались бы раньше, масштабы махинаций оказались бы меньше, и последствия для того же Сегежского ЦБК и жителей района были бы гораздо менее масштабны.

А теперь вопрос – кто именно выпестовал в стране систему, при которой главы субъектов Федерации фактически являются полновластными хозяевами на подведомственных территориях? Они обеспечивают Кремлю лояльность населения и правильное голосование на выборах всех уровней, а взамен получают карт-бланш практически на любые шалости. Финансовые махинации это еще не самое страшное, как поговаривают, некоторые главы регионов имеют даже собственные «эскадроны смерти» и личные тюрьмы.

Идем дальше. На данный момент, как известно, оборотные средства ЦБК изымаются банком ВТБ, который и приобрел после отставки Лужкова, «Банк Москвы». ВТБ действует грамотно, так, как и должен действовать банк, заботящийся о сохранении своих финансовых активов. Но пикантность ситуации в том, что основной акционер ВТБ – Российская Федерация. То есть, по сути, банк – государственный. И если вычесть всех посредников и взглянуть на конечные звенья цепи, то выяснится, что эффективное предприятие, одного из главных плательщиков в бюджет Карелии фактически губит само государство. Именно государство лишает людей в лесных поселках работы, именно государство останавливает производство на ЦБК.

Тактически грамотные действия менеджеров ВТБ обнажают отсутствие в стране общего стратегического плана развития экономики. Наша власть не очень понимает – куда и зачем она ведет народ. И это, по моему мнению, результат того, что Владимир Путин монополизировал политическую власть в стране, вытеснив конкурентов на обочину. В результате в России нет конкуренции идей, нет пристрастного анализа деятельности правительства, нет влиятельных политиков, которые могут указать власти на ошибки и предложить иные варианты нашего будущего.

И, наконец, региональный уровень. О возможных проблемах на Сегежском ЦБК было известно с минувшего лета. Однако региональные чиновники озаботились ситуацией только после того, как в Сегеже – «рвануло». Надо отдать должное Нелидову: он сумел в короткие сроки договориться с ВТБ о перекредитовании производства. Но почему этого не было сделано раньше, почему ситуация дошла до кризисной точки? Всё дело опять-таки в выстроенной Владимиром Путиным политической системе.

Сегодня главе региона не нужно думать о том, чтобы самому идти на выборы. Ему нужно обеспечить в регионе голосование за «партию власти» и тогда его деятельность, скорее всего, оценят как эффективную. И назначаемые губернаторы соответствующим образом расставляют приоритеты в своей работе. Человек физически не может разорваться, и поэтому Нелидов всю осень занимался, в основном, предстоящими декабрьскими выборами, оставив решение прочих проблем на «потом». И я не склонен винить главу Карелии в этом, поскольку он такой же заложник созданной системы, как и каждый из нас.

А ведь будь губернатор – выборный, он бы постарался не допустить остановки производства в Сегеже. Если тебе через год-полтора идти на выборы, то как ты можешь позволить себе потерять голоса десятков тысяч избирателей в одном из важнейших районов Карелии? Даже если бы сам губернатор этого не сообразил, то нашлись бы политические советники, которые ему подсказали. А, значит, переговоры с ВТБ были бы проведены ранее, и решение о перекредитовании было бы принято еще до остановки предприятия и до массовых сокращений в лесных поселках.

Конечно, я понимаю, что демократия сама по себе вовсе не панацея. Воры, жулики и дураки останутся ворами, жуликами и дураками при любой власти. Однако власть демократическая предлагает механизмы, которые способны минимизировать тот ущерб, который эти персонажи наносят стране и обществу, тогда как власть авторитарная, напротив, пестует и взращивает подобных людей. И это происходит независимо от личных качеств того человека, который стоит во главе этой власти.

"