Posted 6 февраля 2012,, 11:21

Published 6 февраля 2012,, 11:21

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

Выборами позванные

6 февраля 2012, 11:21
Выборами позванные
Сюжет
Статьи

В прошедшую субботу в Петрозаводске прошли сразу три уличных акции. Чего добивались их участники?

Революцию будят?

Улица. Мороз. Флаги в три цвета: красные, чёрные и голубые. Плакаты и транспаранты однонаправленные – против Путина. На Студенческом бульваре в Петрозаводске собрались те, кто против кандидата в президенты России Владимира Путина, точнее, его ожидаемого третьего руководящего срока. Организаторы рассчитывали, что придут на митинг человек пятьсот (в заявке на проведение акции столько указывалось), однако подошли вдвое меньше, хорошо, если человек 150-200 рискнули поморозиться. Никаких идейных границ между собравшимися нет: все против Путина, хотя представление о лучшем завтрашнем президенте у всех, разумеется, разные. Однако же и в общей протестной массе легко обнаруживаются автономные группы. Подавляющее большинство митингующих – это социальная группа, которую российские политологи успели поименовать «рассерженными горожанами». Это – не политики (по крайней мере, вчера ещё ими не были, станут ли завтра – не известно), это люди, оскорблённые декабрьским подсчётом голосов на думских выборах, и заранее подозревающие организаторов президентской кампании в такой же нечестности, и потому предупреждающие власть, что готовы в марте опротестовывать результаты выборов президента, если повторится то, что случилось в декабре. Главный призыв рассерженных горожан: «Даёшь честные выборы!».

Вторая заметная группу митингующих – это коммунисты, присоединившиеся к акции, и в силу своей дисциплинированности (хорошая явка членов партии на митинг, много краснознамённости) даже подавляющие – зрительно – рассерженных горожан. И кроме того в этом мёрзнущем разноликом сообществе фиксируют своё присутствие флагами и призывами две политизированные группки – анархисты с «федералистами».

Речи ораторов ожидаемы (собрались противники «партии Путина») и от того выступавшие неизбежно повторяли другу друга. Правда, некоторые отличия в их речах всё же обнаруживались. Граждане, представлявшие творческие профессии – писатели, поэты и актеры, – говорили о том, о чём политики обычно редко вспоминают: о совести. Эта духовно-нравственная категория основательно вымыта из сферы политики (без разницы её цветовой партийной гаммы), и от того на политических митингах публичные рассуждения о совести обычно топорщатся чужеродно. Но суть прошедшего митинга именно в этом – бессовестная политика порождает чуму фальшивых побед на выборах. Президентам, депутатам, губернаторам, мэрам приходящим морально обманным образом к власти – веры нет. Они как тати в ночи беззакония проникают во власть, захватывая её нечестно, и потом формируют под себя всё сущее. Причём речь надо вести не только о честном подсчёте голосов по результатам волеизъявления граждан, но и о честной конкуренции между кандидатами, когда бы они не скупали «поддержку» избирателей оптом и поштучно (те же декабрьские выборы в парламент Карелии дают немало примеров многопартийного подкупа, в том смысле, что нельзя претензии предъявлять только партии жуликов и воров, потому что точно также жуликовали и их политические противники). Нечестность давно стала нормой в политике. И потому требование беспартийной улицы честных выборов – это лишь самый верхний замеченный слой затвердевшей партийно-политической аморальности.

Партийные политики говорили на митинге более рационально, и тоже правильно: чтобы прекратить вакханалию с нарушением закона нужен всеобщий народный контроль за ходом избирательной кампании, особенно в день голосования. Призывать политиков к честности – дело не бесполезное (сам по себе разговор на такую тему приводит в чувство), но полезнее непосредственно включиться в процесс наблюдения. И, как можно понять, немалое число граждан из пришедших на митинг в общем-то готовы взвалить на себя труд соучастия в выборах (честные глаза гораздо важнее камер наблюдения, которыми обещают снабдить большинство избирательных участков для голосования).

На главенствующую тональность петрозаводского митинга – «за честные выборы» – накладывалась привходящая федеральная установка. Не трудно догадаться, что идеологические требования, попавшие в петрозаводскую резолюцию, и поддержанные собравшимися, – это продукт вертикальной политической мобильности. В Москве сформулированные требования оппозиционных политических групп (анти-путинской ориентации) вплетены были в ткань петрозаводского протеста. Требование «свободы политзаключённым», вынесенное на первую позицию в Петрозаводске, точно не здесь родилось, как и большинство других из заявленных претензий к власти. И оттого справедливые и законные требования соблюдения конституционных норм небескорыстно тащатся на свою сторону партийными и политическими конкурентами «партии Путина». Собственно, гражданский протест становится инструментом предвыборного состязания политиков, борющихся за власть. По памяткам, брошюрам, стикерам, раздаваемым участникам митинга, плакатам, поднятым над их головами, легко догадаться какие московские группы искали предвыборной поддержки в среде рассерженных петрозаводчан. Связи эти не всем очевидны, но то, что они существуют – уже сомнений нет. Постепенно выкристаллизовывается центр объединенной анти-путинской силы («новые революционеры»). Идеологического ядра здесь пока ещё нет, но есть общедемократические лозунги, легко воспринимаемые противниками политического произвола (из семи требований, попавших в петрозаводскую резолюцию, пара точно поддержана будет политизированными людьми, включёнными в избирательный процесс).

«Путиным» хотели побить «Нелидова»

На митинге «За честные выборы» неожиданно появилась группа сторонников кандидата в президенты РФ В. Путина, а правильнее сказать, вроде бы «за Путина». Группа молодых людей, прячась за наскоро написанными плакатами («Путину – да. Нелидову – нет», «За Путина – за развитие. Против – Нелидова, против – стагнации», и ещё пары подобных же содержанием), вклинилась в митинговые ряды, сразу оказавшись в агрессивной для них среде. Некоторые сочли такое навязанное соседство провокацией, попытавшись дать не только идейный бой пришельцам, но даже воинственно покусившись на материальные свидетельства их приязни к Путину. В результате часть инородных плакатов были порваны, а пришедшие сбились на обочину отверженной кучкой, спасаясь от гневных наскоков за спинами полицейских. Журналисты, заметив оживление, попытались выяснить, кого представляют подошедшие молодые люди, почему они за В. Путина и против главы Карелии А. Нелидова, однако единственная осмелившаяся хоть что-то произнести девушка упорно твердила: «Без комментариев». Никто так и не узнал: что за группа пришла на митинг и кого она представляет? Подобная скрытность странна для вроде бы «сторонников Путина», уж коли пришли дать бой «революционерам», то чего ж тогда прятаться?

Группку изругали и вытеснили за границы мировоззренческой приязни, а совет полицейских – не лезть на рожон, незаметно и совсем растворил «путинское видение». Были, и нет их. В сугробе остались лежать лишь пара рваных листов ватмана с про-путинскими и анти-нелидовскими воскликами.

Довольно скоро обнаружилось, что заказал неудачную акцию известный в Петрозаводске бизнесмен и политик, который, похоже, одним митинговым ударом желал достичь сразу двух целей. Во-первых, продемонстрировать, что в митинге участвовали некие силы, симпатизирующие кандидату в президенты В. Путину (то что таковых немало в Петрозаводске – нет сомнений, но они почему-то свою позицию не заявили 4 февраля открыто и честно, как это произошло, скажем, в других российских городах, а исподтишка это сделали). Разумеется, участники события, своими глазами видевшие перепуганных молодых людей, скрывающихся за плакатами, в такую «поддержку Путина» не поверят, но если не без умысла препарировать событие, то вполне можно для какого-нибудь отчёта (в Москву, например) сварганить информацию о том, что в Петрозаводске на митинге не только бичевали Путина, но нашлись и те, кто поддержал его. К слову, на сайте «Столица на Онего», в общественном сознании связанном с известным в Петрозаводске бизнесменом и местным политиком, именно так и преподнесли информацию, тем разоблачив «заказчика». Сразу стало понятно, это, во-вторых, почему глава Карелии Андрей Нелидов попал в список отверженных «заказчиком». Открытая «информационная война» против губернатора-«единоросса», которую ведёт его влиятельный в Петрозаводске однопартиец протекает у всех перед глазами, и потому лишнее указание на плохого губернатора Нелидова в связке с хорошим Путиным (кандидата в президенты РФ) – следует рассматривать не как факт поддержки Путина, а скорее использование имени последнего для сведения счётов с А. Нелидовым (и без того непопулярного главу Карелии дополнительно противопоставляют В. Путину).

Результат анекдотичного проникновения на чужую политическую территорию (на чужой митинг) ещё выйдет боком для «заказчика». Ни одной цели достигнуто им не было. Согласитесь, бесполезно убеждать собравшихся на митинг в том, что президентский назначенец Нелидов – неудачный для республики выбор Д. Медведева, потому что митингующие в принципе требуют прямых выборов глав субъектов Федерации, без всякой связи с фамилией Нелидова. А то, что вот так местечково корыстно, мимоходом, смешали в кучу фамилии Нелидова и Путина, поставив их на одну политическую планку, точно не добавило авторитета кандидату в президенты от партии власти. Многие подумали: опять эти «пауки в банке» поедают друг друга. Может надо от «банки» избавляться, могли решить для себя участники митинга. А кто автор этого издевательства? – наверняка захотят узнать теперь в предвыборном штабе В. Путина. И в Москве удивятся ответу на этот вопрос.

Фото на память

4 февраля в Петрозаводске должно было пройти три уличных акции, об одной из которых мы уже рассказали (о митинге «За честные выборы»). Но кроме анти-путинского сбора граждан на Студенческом бульваре недозрело обозначились ещё два уличных мероприятия в поддержку кандидата в президенты России В. Жириновского. На площади Кирова анонсирован был митинг сторонников ЛДПР, на который пришли два-три десятка партийцев, при нулевом внимании к акции со стороны горожан, потому организаторы, открыв митинг, запечатлев его (фотоотчёт сделали), благоразумно быстренько разошлись. Чего бессмысленно мёрзнуть. Вторая акция жириновцев – пикет у Студенческого бульвара, так и вообще не состоялась. Тут, кажется, даже имитационно не использовали момент, чтобы сфотографировать флагоносцев ЛДПР на фоне общегражданской акции. То ли фон не устроил, то ли для отчёта достаточно было ранее сделанного фоторяда.

В отличие от гражданского митинга партийный (ЛДПР) мало кем из горожан был замечен, став событием чисто внутрипартийным.

"