Posted 2 апреля 2012,, 13:01

Published 2 апреля 2012,, 13:01

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

С легким пиаром, или Ирония судьбы

2 апреля 2012, 13:01
С легким пиаром, или Ирония судьбы

Попытка Девлетхана Алиханова попробовать себя в качестве неформального лидера карельских парламентариев выставила депутатский корпус на всероссийское посмешище.

Было бы неверно утверждать, что на сессии 22 марта Алиханов «подмял под себя» Законодательное собрание. Он просто воспользовался временным совпадением интересов разных фракций и «возглавил» процесс, который в лидере не нуждался. Но на первый взгляд этот хитрый план полностью оправдал себя.

Алиханов хочет «натянуть нос» исполнительной власти – и депутаты приняли в первом чтении поправки к Конституции республики, которые дают им право согласовывать кандидатуры ключевых министров.

Алиханов хочет вернуться в Совет Федерации и явно не симпатизирует сенатору Владимиру Федорову – депутаты благополучно проваливают вопрос о назначении Федорова на новый срок.

Алиханов поддерживает город в конфликте с Минфином – депутаты отклоняют бюджетный законопроект губернатора, и принимают в первом чтении инициативы В. Красулина, которые идут вразрез с политикой правительственных финансистов.

Казалось бы, победа по всем фронтам, но уже через несколько дней этот гордый памятник торжеству парламентаризма стал распадаться прямо на глазах у изумленной публики.

Сперва выяснилось, что главным вопросом сессии была не Конституция, не выборы сенатора и даже не межбюджетные отношения. Сразу после сессии в парламент позвонили из Москвы и поинтересовались: как случилось, что Карелия стала единственным регионом России, где депутаты поддержали предложение ЛДПР о том, чтобы никто не мог занимать пост Президента России больше двух сроков – и не подряд, а вообще. Если кто не помнит, Владимир Путин только что возглавил государство в третий раз, и всякому воспитанному человеку ясно, что делать Госдуме подобные предложения, даже не дождавшись инаугурации избранного президента, по меньшей мере бестактно. Особенно если вспомнить, какое значение на этих выборах придавалось вопросу об их легитимности.

Наверное, наивно предполагать, что карельские депутаты – особенно из числа «единороссов» – сознательно подались в стан «Болотной оппозиции». Скорее всего, они попросту не поняли важности вопроса, тем более, что особой дискуссии по нему не было. Проголосовали, и все: затянувшаяся сессия подходила к концу, сил и желания разбираться в существе проблемы ни у кого уже не было. Впрочем, не исключено, что этот недооцененный пункт повестки дня мог быть предметом торга между разными группами влияния: мол, вы нам поправки в Конституцию, а мы вам – лимит на президентство.

Как бы то ни было, масштаб промашки стал очевиден в тот же день, и теперь девять депутатов, как провинившиеся школьники, вынуждены писать довольно унизительные объяснительные записки председателю парламента на тему «Я не я, и лошадь не моя»: мол, промахнулся мимо кнопки, ошиблась система электронного голосования и т. д. В числе авторов этих уникальных документов есть и Д. Алиханов. По слухам, он написал, что за него проголосовала И. Петеляева. А вообще правильно было бы обнародовать все эти тексты, чтобы не строить догадок и точно знать, что мешает танцорам.

Одним словом, депутаты расписались либо в лености, либо в глупости, либо в трусости. А если учесть, что этот вопрос рассматривался в числе последних, то законное недоверие автоматически вызывают и все предыдущие судьбоносные решения парламента, кроме Конституции и сенатора, за которые голосовали бюллетенями. Где гарантия, что и в остальных случаях все с первого захода сумели попасть пальцем именно в ту кнопку, в которую хотели попасть? Если учесть «погрешность», таких гарантий нет. Ведь девять депутатов – это почти пятая часть парламента. Так может быть, все голосования нужно проводить открыто и поименно, чтобы потом ни у кого не было возможности заняться «работой над ошибками»?

Окончательное превращение триумфа в цирк довершила прокуратура, которая направила сразу три протеста на принятые депутатами решения. Причем особенно дико смотрится история с отклонением законопроекта Главы Карелии о межбюджетных отношениях. В нем губернатор предлагал сохранить схему распределения доходов от НДФЛ, когда 60% поступлений идет в региональный бюджет, а 40% – муниципалитетам. Иначе придется применить общефедеральную норму, по которой муниципальным образованиям останется только 20% поступлений от НДФЛ. Местным бюджетам республики это грозит потерями в 700 млн рублей.

Зато на ура – под аплодисменты – прошел законопроект о том, чтобы зарплату получали все 50 депутатов, а не 21, как раньше. Это решение обойдется налогоплательщикам еще в 57 млн рублей.

Таким образом, в сухом остатке Законодательное собрание Карелии имеет: три протеста прокурора, девять смехотворных объяснительных записок, пятьдесят депутатских зарплат и полную утрату доверия людей к самой процедуре голосования в парламенте.

Вот так триумф Алиханова превратился в пшик, и даже хуже, чем в пшик, поскольку теперь Москва знает, с кого спрашивать за подрыв устоев, а у коллег Алиханова по парламенту есть отличный «козел отпущения». Что касается жителей Карелии, то они прошли экспресс-курс лечения от излишней доверчивости к собственным избранникам. Ведь не будешь же верить людям, которые не могут сразу выбрать одну кнопку из трех, а ошибку замечают только три дня спустя?

"