Федоров предлагает новый закон о дорожном движении

Федоров предлагает новый закон о дорожном движении

Федоров предлагает новый закон о дорожном движении

1 апреля 2013, 14:43
Политика
Федоров предлагает новый закон о дорожном движении

Медведева заинтересовало предложение о возвращении к системе «баллов».

В минувшую пятницу в российском правительстве прошла встреча премьер-министра страны Дмитрия Медведева с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения. Хотя кроме председателя правительства на встрече присутствовали и иные крупные чиновники (в рангах министров и заместителей министра) основная беседа шла между Медведевым и общественниками. А тон встречи задал сенатор от Карелии, один из самых авторитетных людей в сфере дорожного движения Владимир Фёдоров. О чем именно шла речь – он рассказал в интервью «Карелинформу».

- Эта встреча проходила в рамках проекта «Открытое правительство». Мне действительно было доверено первому обрисовать ситуацию, которая к настоящему моменту складывается на дорогах страны. Отмечу, что слушали меня внимательно, и позже иные выступающие даже два-три раза на меня ссылались и цитировали. Свое выступление я начал с подведения итогов федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». Она завершилась в прошлом году, и, к сожалению, можно констатировать, что цель её в полной мере достигнута не была.

- Программа оказалась бессмысленной?

- Я бы так все-таки не сказал. Ведь в результате её реализации число погибших в стране сократилось на 20%: с 34,5 тыс. до 28 тыс. В 1,7 раза сократилось число фактов гибели, которые связаны с пьянством за рулём. К сожалению, в последние два года обстановка осложнилась и снижение показателей остановилось. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом количество происшествий увеличилось почти на 2%, число погибших ненамного выросло, но тем не менее на 38 человек погибло больше, чем в 2011 году, число раненых увеличилось почти на треть процента..

- А каковы основные причины такой ситуации?

- Подавляющее число происшествий – 87% – связаны с нарушением правил дорожного движения со стороны водителей. Удельный вес погибших по этой причине практически такой же – 86% – это 24 тыс. человек. Основными причинами смертности в 2012 году на дорогах стали в первую очередь неправильный выбор скорости или несоответствие выбранной скорости условиям движения – это 44% смертельных случаев, 10,5 тыс. погибших. Второй момент – выезд на полосы встречного движения – 25% или 5 тыс. с лишним погибших. Следом идут нарушения правил проезда перекрёстков – порядка 1,5 тыс. погибших. Из 8266 погибших пассажиров более чем в каждом шестом случае эти пассажиры не были пристёгнуты ремнями безопасности. В каждом пятом случае гибель несовершеннолетнего пассажира была связана с тем, что он перевозился без детского кресла или удерживающего устройства. Таким образом, мы похоронили в прошлом году более сотни ребятишек. С нарушениями, которые допустили водители со стажем до трёх лет, связана каждая восьмая авария на дорогах страны – 12% с лишним. Единственное светлое пятно по прошлому году – это всё-таки определённое повышение дисциплины пешеходов, по вине которых и число происшествий, и число погибших, и число раненых уменьшилось, грубо говоря, на 8%. На автомобильных дорогах вне населённых пунктов совершена треть дорожно-транспортных происшествий. Однако, к сожалению, именно на них приходится почти две трети всех смертельных случаев, и их число, к сожалению, увеличивается именно на дорогах. Это и скорости, и отсутствие нормированной скорости на отдельных участках дорог – так, как это делается во многих странах мира. Нам, карелам, это как раз хорошо понятно, мы часто бываем в Финляндии и видим, как там следят за скоростным режимом. При этом каждой восьмой смерти на дорогах страны сопутствует несоответствие их состояния тем требованиям, которым они должны соответствовать по содержанию и обустройству, нормам и стандартам. То есть, причина аварий – это еще и состояние наших дорог.

- Понятно, что все проблемы одновременно решить нельзя – но с чего начать?

- Я бы начал с того, что постарался бы убрать с наших дорог «обезьян с гранатой» - именно так я называю водителей, которые своим поведением создают постоянные аварийные ситуации. Участники встречи предлагали дополнить законодательство термином «опасное вождение», однако, на мой взгляд, при несовершенстве нашего законодательства и развитой адвокатской базе, будут очень серьезные проблемы с тем, чтобы доказать это нарушение. На мой взгляд, было бы целесообразно вернуться к лишению права на управление транспортным средством за грубое систематическое нарушение правил дорожного движения, ведь именно такое поведение водителя и является общественно опасным. И я считаю, что это практически умышленные, а не неосторожные действия, когда человек в течение года систематически нарушает правила дорожного движения. Практика такого воздействия существует во многих странах, и, кстати, у нас в стране она себя хорошо характеризовала: снижение погибших до 27 тыс. зарегистрировано именно в 1993–1997 годах, когда существовала такая ответственность. Вернуться к этой системе можно в разных формах – это и советская «балльная» система, и практикующаяся во многих странах мира система набора «очков», и возможная «привязка» этой системы к количеству выданных штрафов: набрал больше положенной нормы, изволь сдать водительское удостоверение. Эта система не коснется дисциплинированных и ответственных водителей. Так в 90-х годах в течение года лишалось прав из общего числа нарушителей (тогда их было порядка 35 миллионов) около 100 тысяч человек. Это был именно тот состав, который действительно создавал опасность своим опасным поведением для остальных участников движения.

- Премьер-министр заинтересовался этой идеей?

- Да, безусловно. Обсудили мы и необходимость совершенствования законодательства. На мой взгляд, безотлагательно требуется пересмотр или вообще создание новой редакции федерального закона о дорожном движении. Предыдущий принят в 1995 году, когда были совершенно другие экономические условия, он своё уже отработал. В него внесено уже порядка 20 дополнений и изменений, я думаю, что пора создавать новую редакцию. Необходима разработка законов, которые определили бы порядок допуска гражданина России к управлению транспортным средством, начиная с медицинских показателей, обучения, в том числе и допуск его после лишения права на управление и так далее. Думаю, может быть, вообще замахнуться на закон о дорожном движении, потому что понятия «организация движения», «дорожное движение» у нас пока не разъединены. И неприятно, что в то же время в проекте программы на 2013–2020 годы целый раздел посвящён созданию нормативно-правовой базы, но в результате на выходе нет ни одного даже проекта постановления, я уже не говорю про законы. Всё заканчивается фразами: «Провести научное исследование, выработать очередные предложения», поэтому, я считаю, этот раздел очень желательно посмотреть.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter