Posted 1 апреля 2012,, 06:54

Published 1 апреля 2012,, 06:54

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

Политический «Кландайк»

1 апреля 2012, 06:54
Политический «Кландайк»
Сюжет
Статьи

Параллельные институты власти в Петрозаводске уже работают. Возможно ли такое на республиканском уровне? Кто устраивает из карельской политики «Кландайк» - борьбу бизнес-кланов?

В мутной воде рыба лучше ловится: так обычно говорят о людях, приспособившихся извлекать выгоду из неясной, мутной обстановки. Понятно, когда ситуация прозрачная, то ее и проверить легко, а когда все перепутано, двусмысленно, то поди разберись: кто и что в этой мути делает? Именно такая политическая обстановка сложилась в карельской столице. Петросовет перестал быть местом для дискуссий – ключевые для города решения зачастую принимаются кулуарно, затем быстро утверждаются на сессиях. Городские чиновники эти решения молчаливо выполняют. И никто никому не задает лишних вопросов. Публичная политика исчезла, ее заменили закулисные договоренности и негласные установки.

Создание такой системы власти в городе молва упорно связывает с одной фигурой - депутатом Законодательного собрания Девлетханом Алихановым. Об этом открыто говорят уже не только в узких политических тусовках. Неудивительно: сам бизнесмен давно «вышел из тени» и открыто вмешивается в управление городом с помощью возглавляемого им Координационного совета. Что эта за структура, каков ее формальный статус, официальные полномочия? Внятного ответа на этот вопрос вы не услышите. Зато все чаще в официальных документах мэрии встречается странная формулировка вроде «решение принято на основании рекомендаций Координационного совета», без каких-либо иных пояснений.

Между тем, на раннем этапе своей политико-коммерческой карьеры Алиханов не рисковал лично выдвигаться в первый ряд управления. Однако уже тогда местный политический разговорник пополнился выражением «человек команды Алиханова». Таким человеком, например, называли нынешнего председателя Петрозаводского горсовета Олега Фокина. Отдавая должное его личным качествам, все же мало кто сомневается: без поддержки коммерсанта Алиханова этот молодой депутат горсовета вряд ли бы стал спикером. Надо полагать, что Фокин это с благодарностью помнит. «Людей Алиханова», выпестованных расчетливым бизнесменом, к настоящему времени оказалось достаточно в коридорах столичной власти для того, чтобы коммерсант-миллионер мог воспринимать себя «некоронованным королем» Петрозаводска.

Памятная рокировка

Одно время Алиханов оказался в эпицентре открытой борьбы за власть, когда в 2009 году решил баллотироваться на пост главы Петрозаводска и бросил вызов кандидату в мэры от партии «Единая Россия» Николаю Левину. В тот момент Алиханов предстал в глазах городских избирателей в образе оппозиционера, борющегося за народные интересы. И, надо признать, был в этой роли убедительным, его агитационная машина работала эффективно. Но внезапно бизнесмен отказался от борьбы за пост градоначальника, чем поразил многих, поверивших ему. Объяснение такому, мягко скажем, сомнительному поступку нашлось быстро: буквально в этот же день стало известно, что Алиханова выдвигают в Совет Федерации.

Очевидно, тогда коммерсант рассудил, что сенаторская (федеральная!) должность гораздо привлекательнее, чем пост мэра Петрозаводска, и согласился на обмен. Правда, для этого пришлось пожертвовать имиджем оппозиционера: бывший член депутатского объединения «Справедливая Россия» спешно вступил в партию власти. Вслед за ним в «Единую Россию» дисциплинированно вступила большая группа депутатов Петросовета, ранее также гордо именовавшая себя оппозицией. Эта синхронность действий лишний раз подтвердила то, о чем давно говорили в кулуарах: даже в расчете на сенаторское кресло, упускать из своих рук влияние на городскую власть бизнесмен не намерен.

Действительно, сделать карьеру на федеральном уровне у петрозаводского коммерсанта не получилось, сенатором Алиханов пробыл недолго. А вот позиции в карельской столице он сумел укрепить. Победившего мэра Петрозаводска Левина удалось сделать фактически вторым лицом исполнительной власти при реальном руководителе города Евгении Журавлеве, который формально является всего лишь заместителем градоначальника.

Насоветовали….

Еще одним элементом в структуре параллельной власти стала передача реальных рычагов управления в руки членов Координационного совета Петросовета. Формально не имеющий никакого отношения к управлению городом, депутат Законодательного собрания Алиханов возглавляет это странное образование и по сей день.

Схема изначально была разработана простая: Координационный совет берет на себя функции предварительной подготовки городских проектов, затем легализуя задуманное на депутатских сессиях. Сфера интересов Координационного совета (который, заметим, никто из горожан не выбирал и заниматься городскими проблемами не уполномочивал) обширна и затрагивает практически все вопросы жизни города: от ремонта подъездов до строительства крупных объектов. А решения, которые принимаются на основании рекомендаций непонятной «неформальной» структуры, вызывают очень много сомнений и вопросов.

Например, с какой радости за счет городского бюджета покупается коммунальная техника на 13 миллионов рублей, а потом продается частной фирме меньше, чем за миллион? Почему городское дорожно-эксплуатационное управление не участвует в аукционах на выполнение работ по содержанию дорог, и эти функции отдаются все тем же частникам? Причем коммерческим фирмам безвозмездно передается в пользование дорожная техника, на которую город истратил 34 миллиона рублей. При этом все горожане видят, как содержатся улицы и дороги: любой снегопад или гололед становятся «неожиданным» стихийным бедствием.

Думается, компетентным органам уже давно пора поинтересоваться такой необъяснимой щедростью, с одной стороны, и странной слепотой, с другой, которую проявляют в отношении определенных коммерческих компаний городские чиновники и городское ДЭУ. Кстати, руководит этой муниципальной организацией – кто бы вы думали? – бывший директор универмага «Карелия–Маркет» Игорь Шарапов. То есть следы опять ведут к главному герою публикации Алиханову: о том, что он имеет непосредственное отношение к «Карелия-Маркет», местные СМИ пишут уже много лет и данная информация ни для кого не тайна.

Дела – ничто, пиар – все?

Как не тайна и то, что Алиханов контролирует ряд СМИ в Петрозаводске. В них его регулярно изображают в качестве чуть ли не «отца города», который вместе с Координационным советом неусыпно заботится о благе петрозаводчан. Разворачиваются целые пиар-компании – «Программа капитального ремонта Петрозаводска», «Программа «Тысяча подъездов»… Читателей подспудно подталкивают к мысли, что даже повышение зарплат бюджетников, которое происходит по всей стране, это едва ли не заслуга одного-единственного человека в Петрозаводске.

А на деле – что же мы видим? Петрозаводск не смог освоить 130 миллионов рублей, выделенных городу в 2010 году из федеральной и республиканской казны на капремонт многоквартирных домов. Из-за этого в 2011 году Москва «выбросила» всю республику из федеральной программы. Похожая ситуация с ремонтом дороги Кукковка-Древлянка: бюджет республики направил на него 44 миллиона рублей, город сумел использовать только 7 миллионов. А недостроенная трасса остается головной болью для ГИБДД и угрозой для водителей и пассажиров, на ней уже зарегистрированы случаи ДТП со смертельным исходом.

Молчание ягнят

Но безостановочный информационный конвейер продолжает лепить образ Алиханова как руководителя, готового брать на себя ответственность уже не только за столицу Карелии, но и за всю республику. Одновременно в стенах Законодательного собрания, где Алиханов занимает должность вице-спикера, начались некие процессы, которые также наталкивают на вполне определенные мысли: не задумал ли бизнесмен соорудить в карельском парламенте нечто подобное Координационному совету в Петрозаводске? Ибо некоторые последние события очень напоминают то, что происходит на сессиях Петросовета – одни решения принимаются даже в нарушение федерального законодательства или регламента, другие без всякого на то логического обоснования «проваливаются».

При этом трудно не заметить, что происходит это на фоне возросшей активности группы депутатов, имеющей весьма определенные очертания и во всем поддерживающей своего коллегу Алиханова. А также бурной деятельности самого вице-спикера, в которой прослеживаются явственные попытки оттеснить формальных партийных лидеров и стать лицом фракции «Единой России» в Законодательном собрании.

Тревожит в данной ситуации больше всего то, что откровенно обострившаяся борьба за власть в парламенте как бы санкционируется всеобщим молчанием. Даже пока не вовлеченные в этот процесс люди в кулуарных беседах максимум, что могут позволить себе, это лишь осторожные намеки. Но не задумываются ли «молчальники», чем может обернуться такая осторожность? Новый созыв карельского парламента, где оппозиционные партии получили достаточно внушительное число мандатов, вроде бы подарил надежду на то, что политическая система в Карелии может стать более открытой и демократичной. Неужели все опять сведется к политическому «Кландайку» - внутренней борьбе бизнес-кланов и элит?

"