Posted 1 марта 2012,, 13:35

Published 1 марта 2012,, 13:35

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

Нужен закон о дорожном движении

1 марта 2012, 13:35
Нужен закон о дорожном движении
Сюжет
Статьи

Исполнение закона должно быть обязательным для всех граждан, невзирая на их должности и регалии, считает Владимир Фёдоров – член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

Законотворческая работа, казалось бы, буднична и прозаична. Но это на первый взгляд. О перипетиях разработки концепций, программ, о балансе нарушений и наказаний за них, об отстаивании позиций регионов шла речь на очередном «политическом салоне», гостем которого был член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Владимир Фёдоров.

О работе в Совете Федерации

– Владимир Александрович, Совет Федерации называют палатой регионов, а вы представляете Законодательное собрание Карелии. Как вы оцениваете собственный вклад в отстаивание интересов вашего региона?

– Свою работу в Совете Федерации я начинал в 2003 году в Коми¬тете по экономической политике, куда мне в республике посоветовали пойти. Это было время, когда обсуждался и принимался Лесной кодекс. Дискуссии, в которых я участвовал, были жаркие, ведь Лесной кодекс в том числе затрагивал основное богатство Карелии – лес. Особое беспокойство вызывало то, что проект кодекса не обеспечивал надёжной защиты лесов первой категории. К ним относятся не только зелёные зоны городов и посёлков, но и так называемые водоохранные леса, заповедники.

Представители нашего комитета выезжали в республику, изучали ситуацию, готовили свои предложения. Это был первый опыт законотворческой работы. С улыбкой вспоминаю, как сначала пытался штудировать каждый закон, потом понял – собственных сил для этого маловато. Набрал в помощники крепких профессионалов. Это быстро дало эффект.

Прошло время, надо решать уже другие вопросы. Республика всегда была поставщиком леса для на¬шей страны. Сегодня заготовки древесины вблизи посёлков, так называемый ближний лес, исчерпали себя. А до леса «дальнего» нужно тянуть дороги, развивать соответствующую инфраструктуру и т.д. Для этого, естественно, требуются значительные средства. Над этой проблемой мы в комитете и работаем.

Сегодня в Карелии развиваются другие отрасли. Пример – туризм. Совместно с правительством региона мы подготовили серьёзное обсуждение этого вопроса в Министерстве спорта, туризма и молодёжной политики. Добились соглашения с ведомством, что 200 миллионов рублей из федерального бюджета будут направлены на возведение спортивных объектов в 2012–2013 годах. В общей сложности будет построено 16 объектов.

Дважды в год после избрания в Совет Федерации отчитываюсь о своей работе. Эти отчёты можно увидеть на сайте Законодательного собрания Карелии.

– Что сегодня у вас на повестке дня?

– 22 марта республиканское Законодательное собрание будет выбирать своего представителя в Совет Федерации, поскольку полномочия прежнего собрания, которое меня выдвигало, истекли в декабре 2011 года. По закону, чтобы быть выдвинутым на новый срок, я должен стать сначала депутатом, поэтому баллотируюсь по Куркиекскому поселковому округу. В посёлке много проблем, например, там находится единственная в стране испытательная база по акустическим приборам для оборонки, полигон, производство. Всё это пока удалось сохранить, есть хорошие учёные, прекрасные рабочие. Проблема в том, что некоторые бизнесмены получили лицензии на разработку карьеров именно в тех местах, где находится база. Эту деятельность надо срочно остановить! Предприятие необходимо сохранить.

– Что ещё удалось сделать в законотворческой деятельности за прошедшие годы?

– Сумели реализовать часть инициатив, связанных с моей прошлой деятельностью в качестве главы ГИБДД. В 2004 году была усилена ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. В 2007 году вместе с депутатами Государственной Думы Владимиром Васильевым и Владимиром Плигиным внесли в Административный кодекс поправки, связанные с наказанием за повторные грубые нарушения правил дорожного движения. В том же году добились цивилизованного подхода к преодолению пьянства за рулём – речь о допустимой норме алкоголя в крови, которая не должна превышать 0,3 промилле. Правда, позже эта норма была пересмотрена в сторону ужесточения, что, на мой взгляд, не совсем правильно. Дело в том, что ничтожное количество алкоголя в крови далеко не всегда связано с тем, что человек употребил спиртное. Есть, например, ряд заболеваний, на которые организм реагирует выбросом алкоголя в кровь. «Эффект промилле» свойствен также для некоторых лекарственных препаратов. Наконец, существуют элементарные погрешности приборов, с помощью которых берут пробы выдыхаемого воздуха, и эти погрешности как раз укладываются в рамки 0,3 промилле. Не случайно ведь эта норма закреплена в соответствующей международной конвенции, к которой в своё время присоединилась и наша страна. Поэтому, думаю, возврат к прежней норме будет логичным шагом во всех отношениях.

О безопасности дорожного движения

– Проблемы дорожного движения, как и следовало предположить, вас и сейчас тревожат. Что, по-вашему мнению, ещё требует корректировки, улучшения?

– К сожалению, в этой сфере много нестыковок. Положительно то, что появился устав автомобильного транспорта, закон о дорожной деятельности. Но с безопасностью движения ещё далеко не всё благополучно. Я всегда настаивал и сегодня повторю – нужен закон о дорожном движении, а не о безопасности. Этот документ должен быть чётко проработан, автомобилистов в стране очень много – и цена ошибок велика.

Можно привести примеры, когда за серьёзные нарушения, ведущие к дорожно-транспортным происшествиям, наказывают менее строго, нежели за наршения технического характера, которые напрямую к аварийности не ведут. Надо рассматривать эти вопросы не отдельно, а комплексно.

Кстати, замечу, наши правила дорожного движения целиком и полностью соответствуют международным стандартам. Нестыковка проявляется только в уровне ответственности за нарушение правил.

Остаются вопросы и к обеспечению дорожной инфраструктурой. Вот, например, пешеходные переходы на многополосных трассах. В других странах они регулируемые, у нас в большинстве случаев – нет. При этом не хватает наземных и подземных переходов.

Ваш покорный слуга проехал от Москвы через Финляндию до Франции. Дороги и там не везде хорошие, однако скоростной режим всюду чётко расписан. У финнов есть и летняя расстановка знаков, и зимняя, дорожники обследуют участок – и, где опасно, снижают скорость до 70 километров в час, а где можно разогнаться, висит знак «110» или «120». Причём обилие знаков никому не мешает.

Наши правила дорожного движения также предусматривают различные скоростные режимы. При поездках в городе рекомендован скоростной режим не более 60 километров в час. На трассе, где нет светофоров, где дорога пролегает в местности, где мало людей, движение разрешено с максимальной скоростью – 110 километров в час. Но у нас федеральные дороги до сих пор проходят по населённым пунктам, объездов немного. Возникает путаница с дорожными знаками.

Сегодня все – и организаторы движения, и участники – понимают: необходим единый унифицированный подход.

Сегодня Минтранс разрабатывает концепцию законопроекта «Об организации дорожного движения». И пока не очень понятно с юридической точки зрения, является ли организация дорожного движения госуслугой. В законе нужно прописать, кто является исполнителем этой услуги, а кто финансирует её выполнение. Уже сейчас идёт делёжка: кто должен сделать, допустим, тротуары в населённом пункте – дорожники или местная власть?

Касаясь проблемы регулирования дорожного строительства, возведения зданий следует заметить, что нет градостроительного регламента для площадей и улиц. И никто не запрещает построить на площади торговый комплекс вместо стоянки.

Ещё важное дополнение. Считаю, что необходим закон о допуске к управлению транспортным средством начиная с момента получения первых водительских прав. Надо много нюансов предусмотреть – и возвращение к профессии после лишения прав, и вопросы взаимодействия органов внутренних дел с Минздравом чётко прописать. Раньше как было: признали алкоголиком – и сразу шло уведомление в органы милиции, и путь в водители был закрыт. Сегодня это врачебная тайна.

Или ещё моё давнее предложение – почему бы в нашей стране не допустить молодёжь к управлению транспортным средством не с 18, а с 16 лет? Во многих странах Европы, в Америке есть юношеские права.

Моя позиция: если за два года молодой водитель не совершит серьезных нарушений, то «взрослые права» будут выдаваться ему автоматически. В противном случае водителя отправят на переэкзаменовку. Конечно, подготовка подобного российского закона требует экспертных заключений. В свою очередь, я буду продолжать настаивать, чтобы профильные министерства и ведомства взяли на себя «творческие муки» по работе над таким законом.

Мы продолжаем традицию проведения международных конференций по организации и безопасности дорожного движения в крупных городах. Проходят мероприятия на базе Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета. Дело хлопотное, но полезное. Как говорится, нет пророка в своем отечестве. Приглашаем профессионалов со всего мира, обмениваемся опытом, практикой. Взгляд со стороны всегда помогает.

– Как вы считаете, можно ли «подружить» инспектора и водителя?

– Один мой бывший заместитель часто повторял такую фразу: надо повернуться лицом к отворачивающемуся от нас народу. Вообще полицейскому и водителю «дружить» не надо, важно уважение и понимание: инспектор несёт государеву службу. Любить человека, который тебя наказывает, противоестественно. Зачастую инспектор становится заложником не до конца продуманных законов. Возьмём те же промилле. Как полицейский должен поступить, если прибор показал 0,09? Отпустить? Он обязан составить протокол. И вся негативная энергия водителя выплёскивается на него.

– Что вам помогает в законотворческой работе в Совете Федерации?

– Помогает и эмоционально поддерживает наше карельское землячество в Москве, с которым у меня самые тесные контакты. Здесь собрались люди разных поколений и профессий – министры и военнослужащие, учителя и врачи, домашние хозяйки... Они мне помогают не ошибаться.

"