Posted 20 декабря 2012,, 10:41

Published 20 декабря 2012,, 10:41

Modified 12 ноября 2022,, 09:18

Updated 12 ноября 2022,, 09:18

Озеро для одного человека?

20 декабря 2012, 10:41
Озеро для одного человека?
Сюжет
Статьи

Пайкъярви – одно из шестидесяти тысяч озер, которыми славна Карелия. Небольшое, чистое (так считается – пока), а, главное, – питьевое. Из него пьют воду около 8 тысяч человек, составляющих население Лахденпохъя. В такой ситуации – ясно – нет ничего важнее для здоровья населения, чем сохранение чистоты вод Пайкъярви.

Беречь его, холить, ежедневно следить за тем, что там происходит, и немедленно пресекать любые нарушения законодательства, способные (хотя бы теоретически) привести к нарушению экологического равновесия – должно быть заботой местной власти, правоохранительных органов и населения в целом. Разве не так?

Не так – показывает практика лахденпохской жизни. Брега озера застроены уже (и продолжают застраиваться) частными домами. Наверное, большой беды в этом не было бы, если бы законодательство при строительстве и использовании всех этих строений, соблюдалось неукоснительно. А к утверждениям о том, что оно соблюдается, часть населения питает большое недоверие.

Обратим наши взоры к частным строениям различного назначения: к жилью и к базам отдыха. С их банями, туалетами, причалами, водными скутерами, и – по зимнему времени – снегоходами, катающимися по льду питьевого озера… В результате, как утверждают местные жители, в щучьем озере поймать щуку уже невозможно. Впрочем, и рыб других видов поубавилось. Как и раков – индикаторов чистоты воды.

Начальник отдела по надзору за водными ресурсами Росприроднадзора по РК Сергей Юрьевич Пластинин:

- Ситуация в Лахденпохском районе очень тревожна по многим аспектам пользования водными ресурсами. Если не распространяться обо всех, а говорить только о лесопользователях – основных активных предприятиях района, то можно сказать: все шесть предприятий лесного комплекса пользуются пунктами заправки, расположенными в водоохранных зонах, в том числе и озера Пайкъярви, и планов по ликвидации разлива нефтепродуктов у них нет. Случись такой разлив – опасность попадания нефтепродуктов в воду велика настолько, что загрязнение можно считать неизбежным. А от нас лесозаготовители «бегают», не выполняя наши предписания об устранении этих нарушений.

Что касается нарушений водного законодательства частными лицами, то по озеру Пайкъяври – есть жалоба. Мы сейчас проводим ее проверку. Это очень серьезно: озеро-то – питьевое! Нарушения именно на этом озере могут привести к самым печальным последствиям.

Вообще то, проверки уже проводились. Правда, другим ведомством. Вот цитата из районной газеты «Призыв» от 29 апреля 2008 года: «Представителем межтерриториального отдела управления Роснедвижимости Светланой Борисовной Подсуховой была проведена плановая проверка по использованию земельного участка гражданки Великодворской . В ходе проверки было выявлено нарушение земельного законодательства по статье 7.1 КоАП (самовольный захват земельного участка и использование без оформления должным образом правоустанавливающих документов) Как сказала Светлана Борисовна, нарушение заключается в следующем: «На берегу питьевого озера произведена отсыпка земельного участка площадью 200 квадратных метров и высотой 6 метров из песка гравия и камня, а так же строительство ленточного фундамента площадью 46 квадратных метров - за границами отведенного администрацией Лахденпохского МСУ земельного участка. Кроме того, фундамент (по всей видимости, предназначенный под строительство бани) находится в береговой черте (20 метров от воды) – в 13 метрах от озера» (конец цитаты).

Для незнакомых с географией окрестностей Лахденпохъя поясним: земельный участок, о котором идет речь, расположен на мысу, далеко выдающимся в Пайкъярви. Земельная насыпь полностью перегораживает основание мыса – от воды и до воды. Нарушен, таким образом, природный ландшафт. Вообразите, 6 метров высотой и метров, эдак, триста в длину. Это в водоохраной зоне питьевого озера, из которого восемь тысяч человек получают воду без очистки. А на берегу, за этим крепостным валом, в 13 метрах от воды – баня. Это в апреле был фундамент. Теперь, в декабре, баня. И дом, предназначенный, по слухам, под туристический комплекс. Подчеркиваем, по слухам. С туалетом (как без него), надо полагать, - с кухней, возможно, с душевыми… И ответ на вопрос: куда стекает использованная вода из бани, расположенной на самом берегу озера, - также очевиден.

Народ против

Мнение местных жителей о таком методе пользования землей однозначное: безобразие, которое надо прекратить. Из двенадцати опрошенных мной местных жителей восемь резко негативно относятся к строительству бань и домов в водоохраной зоне Щучьего озера (так переводится финское название озера), четверо под разными предлогами ушли от ответа на вопрос.

Галина Егеньевна Гурьева, депутат городского Совета, сказала:

- Мы уже несколько лет «стучим во все двери», сигнализируя обо всем, что происходит на берегах Пайкъярви. Но, похоже, власти нас не слышат. Я делаю такой вывод, поскольку ничего не меняется. Все по-прежнему, и даже хуже. Строительство продолжается. И на этом, и на том берегу. По озеру ездят на скутерах, парятся в банях, а слив? Куда сливается вода? Я читала Водный кодекс – там допускается строительство в двадцатиметровой зоне – при наличии канализации. Ну, нет там никакой канализации. Нету!

И все местные жители это знают. Все протестовали! Но никто не прекращает такое использование нашего озера. Все продолжается. Ситуация похожа на нарыв. Он зреет. Готовящийся захват озера взорвет социальную ситуацию в городе. А она и без того не проста!

Любовь Васильевна Белозерцева поддерживает и дополняет:

- По слухам, он собирается еще и остров – посредине озера - взять в аренду. Это же недопустимо. Опять-таки, по слухам, он собирается соединить свой участок на берегу с островом понтонным мостом. Таким образом, почти все озеро окажется во владении одного человека. Озеро – для одного человека? И еще одн… Знаете, что страшно? Мы говорим молодежи: учитесь, учитесь, учитесь. Будьте приличными, благородными, честными… А у них в глазах: зачем? Если вон – плюют на закон, не обращают внимания на интересы общества, и все им с рук сходит! И все имеют, и ничего им никто не сделает! Так что, пример таких людей воспитывает больше, чем наши нравоучения. Так воспитывается правовой нигилизм и эгоизм в молодежи.

Озеро для одного человека – сказано сильно. Видно накипело у местных жителей. Так кто же этот человек, против которого так много местных жителей настроено? Представляю: Вячеслав Великодворский, местный уроженец, предприниматель, один из самых состоятельных людей района. Впрочем, Вячеславу мы еще посвятим достаточно времени и места.

Власть солидарна с населением

И более того, не просто солидарна, а благодарна за проявляемую общественностью заботу о Пайкъярви. И собирается добиваться исполнения закона вместе с нею. Такой вывод я сделал из разговора с главой района Владиславом Дмитриевичем Вохминым.

- Люди видят противоречия между декларируемой политикой властей и реальным положением вещей. С одной стороны, официальная пропаганда примата законов. С другой – люди видят, как некоторые граждане попирают закон, и… и не несут ответственности. Надеюсь, пока не несут. Что же касается загрязнения озера и опасности для будущего развития города и района, то тут я разделяю опасения и тревогу жителей. Мы это сознаем и делаем все, что в наших силах – обращаемся в прокуратуру, в правительство Республики… Я хочу заверить жителей района: мы боремся и победим. Я сделаю все для этого. Но в этой борьбе нам – администрации – нужна помощь общественности.

Не часто мне приходится наблюдать такое единодушие власти и населения. Тем более оно приятно. Но… привыкнув ничего не брать на веру, все проверять, я решаю обратиться к еще одной ветви власти – к надзирающим за исполнением законодательства. В прокуратуру. Прокурор района Николай Владимирович Терешков комментирует ситуацию так:

- Озеро Пайкъярви заслуживает самого пристального внимания, поскольку там осуществляется водозабор для города Лахденпохъя. В настоящее время у нас есть один сигнал (не от общественниц, с которыми я говорил. И.Н) о нарушении одним из жителей города водного законодательства. Этот сигнал мы отрабатываем. По предварительным данным проверки могу сказать, что состав административного нарушения присутствует. Ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 7.6 «самовольное занятие водного объекта или его части, либо водопользование с нарушением условий.

Позиция прокурора понятна и уважаема: пока не закончена проверка, он не назовет имени нарушителя. Пока соответствующие органы не квалифицировали состав нарушения и не назначили наказания – его имени и мы не называем. Приведу лишь выдержку из объяснения, которое Вячеслав Великодворский написал в управлении Росприроднадзора по поводу грунтового вала, отгораживающего его участок от остального мира, и изменившего привычный горожанам ландшафт. «Земляной вал находился здесь со времен Великой Отечественной Войны» Это его слова, за его, Великодворского, подписью. Хотя, тысячи жителей Лахденпохъя, в том числе и те, кто войну помнит, никак не могут припомнить этот вал. Более того, все, с кем мне удалось побеседовать, утверждают, что вал появился совсем недавно.

И еще. Прокуратура района усматривает в действиях предполагаемого нарушителя лишь одно нарушение «самовольное занятие водного объекта или его части, либо водопользование с нарушением условий. Однако, мне довелось услышать мнение двух авторитетных людей, которое позволяет предположить, что указанное прокуратурой предполагаемое нарушение является не единственным.

По словам архитектора Лахденпохья В.Черныха, земельный участок на берегу озера (о котором идет речь) выделен под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), что является, по словам архитектора, нарушением действующего законодательства, запрещающего выделение земли под ЛПХ в черте города. А участок Великодворской находится именно в городской черте Лахденпохья.

А первый заместитель главы Лахденпохского района Галина Царикова говорит о том, что по действующим нормам Санпина, любые постройки ближе 500 метров от водозабора запрещены. Полуостров же, где возводит строения Великодворский, на мой взгляд, гораздо ближе допустимого законом расстояния. Безусловно, эти версии ждут проверки, которую, мы надеемся, проведут компетентные органы.

Я – маленький человек

Ну вот, наконец, пришло время поговорить с тем, кого местные жители считают главным виновником загрязнения Пайкъярви. Договориться о встрече не сразу удалось. Вячеслав Великодворский не очень хотел встречаться. Ничего не хочу этим сказать. Просто отмечаю факт. Но встреча состоялась. Она была короткой. По той простой причине, что Вячеслав Великодворский попросту отметал все. Без преувеличений – все, в чем его обвиняют его земляки. Озеро он не только не загрязняет, а напротив, всячески борется за его чистоту и видовое разнообразие фауны. Раки водятся только в прилегающей к его участку акватории. В других частях озера они, действительно, вымерли. Вал, по его словам, уже существовал к тому моменту, когда он его чуть-чуть продлил « от восемнадцати метров первоначальной длины до примерно тридцати» - его слова. Дом, который он строит на берегу Пакъярви, еще не достроен, и жить там – никто и не жил! А уж кататься летом на скутерах… Какие скутеры! Какие гости – говорит Вячеслав – дом то не готов еще! Не было никаких гостей, и никто не катался. И вообще – дом я строю для себя, собираюсь в нем жить и строить – само собой – собственную систему очистки сточных вод. И пока это не сделано – дом, вместе с баней и прочими сооружениями – не эксплуатируется. Следовательно, ни о каком загрязнении окружающей среды и говорить не приходится. И вообще: «я – человек маленький, откуда такое внимание к моей персоне?!» недоумевает Вячеслав.

Ну, насчет того, что он считает себя маленьким человеком, как-то не очень верится. Он не скрывает своих амбиций в политике. «Да, собираюсь издавать газету, поскольку мне не очень нравится то, как руководство района справляется со своими обязанностями». Он хочет с помощью нового издания повлиять на выбор электората – будущей осенью. Разве он - маленький человек?

И вот – доказательство амбиций Великодворского. 17 декабря он появился в кабинете главы района вместе с адвокатом, слова которого В.Вохмин воспринял как шантаж (о чем глава района был обязан сообщить и сообщил в правоохранительные органы) – мол, если вы не хотите неприятностей, то снимите с работы своего первого зама и поставьте на е место нашего человека – А.Жучика, человека, отвечающего за безопасность бизнеса Великодворского. В противном случае, добавил адвокат Варламов, мы и главы района можем поменять. Вот так.

Так останется питьевое озеро Пайкъярви чистым и пригодным для водозабора? Или станет личным угодьем бизнесмена? Сегодня ответы на эти вопросы находятся в компетенции надзорных и правоохранительных органов, хотя и общественность, как мы убедились, уже не просто обеспокоена, а делает конкретные шаги в защиту питьевого озера. На прошлой неделе жители Лахденпохья собрали около двухсот подписей против выделения все тому же Великодворскому нескольких гектаров земли все на том же Пайкъярви (противоположный от бани и дома берег). А на этой неделе горожане собираются провести митинг в защиту чистоты питьевого озера. Так что история эта обещает быть с продолжением. И мы будем обязательно следить за ее развитием.

"