Posted 18 апреля 2012,, 11:48

Published 18 апреля 2012,, 11:48

Modified 12 ноября 2022,, 09:24

Updated 12 ноября 2022,, 09:24

Карельский «Пусси Райт»

18 апреля 2012, 11:48
Карельский «Пусси Райт»
Сюжет
Статьи

Кто и почему завел дело на Максима Ефимова?

На минувшей неделе российский Интернет облетела новость об уголовном деле, заведенном на карельского правозащитника Максима Ефимова. Следователи считают, что Ефимов разместил в Интернете экстремистскую публикацию, направленную на возбуждение розни по религиозному признаку. А поскольку «задетой» оказалась православная Церковь, то новость очень логично легла на уже подготовленную скандалом с «Пусси Райт» почву – либеральные журналисты и правозащитники заговорили об очередном примере средневекового мракобесия. И хотя, как подчеркнули сами органы следствия, ни карельская епархия, ни священники с жалобами на Ефимова не обращались, но кого это, в данном случае, волнует? Лыко попало в строку. И Ефимов теперь винит во всем РПЦ и лично архиепископа Карельского Мануила.

Напомним, с чего всё начиналось. Максим Ефимов – руководитель молодежной общественной организации «Молодежная правозащитная группа». Некогда она была создана для защиты всего хорошего от всего плохого, и первоначально казалась неким вариантом аналогичной карельской организации «Молодежный правозащитный союз». Но если вторая, пройдя период роста и становления, в результате стала узко специализированной – юристы МПС защищают права молодых людей, которые нарушаются в ходе призыва в Вооруженные силы, и на их счету сотни выигранных судебных дел и тысячи консультаций, то «МПГ» постепенно превратилась в организацию одного человека, собственно самого Максима Ефимова. Первоначально под «Молодежную правозащитную группу» выделялись международные гранты, однако система грантов предполагает как строгую отчетность, так и выбор определенной темы, которая занимается та или иная правозащитная организация: то ли они поддерживают национальные и религиозные меньшинства, то ли мониторят нарушения прав человека в милицейских участках и тюрьмах, то ли помогают желающим попасть на «альтернативную службу». А вот бороться, одновременно, за права негров в Воронеже и против того, что уборщицы в «Акватике» подглядывают за мужчинами в душевой – невозможно. Возникает ощущение балагана, которое заканчивается лишением финансовой поддержки.

Поэтому после того, как кончились деньги, деятельность Максима Ефимова перетекла почти исключительно в Интернет. Он размещал видеоролики, комментировал происходящие события, писал обличительные статьи. Естественно, эти статьи почти не замечали, что приводило, в свою очередь, к радикализации текстов. По сути, Ефимов вел себя как крайне политизированный юзер, только, в отличие от большинства пользователей Рунета, составляя очередную разгневанную и полную оскорбительных выражений филиппику, он подписывался своим именем. По сути, Ефимов не столько критиковал, сколько хамил – всем по кругу, начиная от карельских депутатов и заканчивая белорусским президентом. И теоретически такая деятельность Ефимова могла бы продолжаться сколь угодно неограниченное время: реальной политической деятельностью он не занимался, за власть (после неудачной попытки «сходить» в Петросовет) не боролся, судебные иски готовил в незначительных количествах. Но, похоже, безобидный правозащитный болтун попал под кампанию. А, как известно, в нашей стране это – самое неприятное. То, что еще вчера воспринималось как нечто выходящее за рамки, но в целом терпимое, с какого-то часа Х становится преступным и наказуемым.

Старт этой кампании дало задержание участниц панк-молебна в Храме Христа Спасителя. В самой Церкви мнения по этому поводу разделились – часть духовенства и мирян призвала не делать из мухи слона, и махнуть рукой на активисток, другая часть, напротив, оскорбилась и стала требовать серьезного наказания. А поскольку «Пусси Райт» на своей акции помянули нехорошим словом и Путина, то дело стало государственным, и трех предполагаемых виновниц «закатали» в СИЗО. Надо отметить, что это шокировало даже православную общественность – все-таки призывать кары Господни на головы грешниц это одно, а одобрить реальное заключение реальных людей в реальных условиях российской пенитенциарной системы – немножко другое. Но было уже поздно, колеса госмашины завертелись. А примеру своих столичных коллег всегда и неизменно следуют их провинциальные подчиненные. Если в Москве в 30-х годах арестовывали десяток «троцкистов», то сотню-другую врагов народа по этому же делу обязательно находили и в регионах. Вот и теперь – как только «Пусси Райт» попали под арест, так сразу и провинциальные следователи стали искать на местах примеры разжигания межрелигиозной розни. И быстро нашли. В Ленинградской области под суд попал блоггер-атеист, а в Карелии – Максим Ефимов. Еще в декабре он разместил очередную, хамскую, на наш взгляд, статью, в которой поведал про «православное отродье», обвинив Церковь во всех смертных грехах. Сами церковные люди на Ефимова не отреагировали – сомнительно, что его статью кто-то из числа духовенства вообще прочитал, зато когда местное следствие решило подыграть московским коллегам, то этот текст пришелся как раз кстати.

Как сообщил «Столице на Онего» и.о. руководителя карельского управления Следственного комитета Дмитрий Васько, данное уголовное дело, возбужденное 5 апреля, является рядовым.

- Органы следствия заинтересовала одна из фраз в опубликованной статье, где имеются признаки унижения человеческого достоинства целой группы лиц по признакам отношения к религии. Право свободы вероисповедания закреплено в Конституции РФ, и оскорблять людей в зависимости от того, к какой религии они принадлежат, никому не позволено. Автор статьи использовал выражение, где верующие названы "отродьем", и только по этому факту возбуждено уголовное дело, - сказал Дмитрий Васько.

И.о. руководителя Следственного комитета по Карелии также отметил, что по ст. 282 достаточно часто возбуждаются уголовные дела, в 2011 году в производстве у следователей было 4 дела.

Впрочем, если следователи таким образом действительно пытаются защитить веру и верующих, то их действия проходят по разряду «медвежьей услуги»: из безобидного Ефимова лепят чуть ли не экстремиста, а рикошетом достается как раз той самой епархии, которая, по признанию Васько, никакого отношения к возбуждению уголовного дела не имеет. Чем бы там следствие не завершилось, прогрессивная общественность разбираться не будет – и именно православное духовенство в очередной раз заклеймят мракобесами и инквизиторами. По-хорошему, стоило бы снять все претензии к Ефимову, покритиковать излишне ретивого следователя, да замять эту некрасивую историю, от которой, в итоге, скорее всего выиграет как раз наш горе-правозащитник, который наконец-то сможет добавить реальные страдания в свою до сей по не особенно героическую биографию.

"