Рынок меховых изделий в России накрыл кризис

Рынок меховых изделий в России накрыл кризис

28 февраля 2018, 18:49
Экономика
Рынок меховых изделий в России оценивается в 150 млрд рублей. Два года назад в стране ввели маркировку всей меховой одежды, чтобы сократить количество нелегальных продаж. Теперь на всех шубах есть бирка с QR-кодом. Такие меры увеличили объем легальных продаж до 68 млрд рублей, но оборот продолжает снижаться.

По словам президента Российского пушно-мехового союза Сергея Столбова, рынок просел в среднем на 20-25%. Но это не сказалось на крупных производителях с широким ассортиментом.

Владелец одной из торговых марок по продажам меховых изделий Андрей Каляев считает прошедший сезон одним из худших за 14 лет работы на рынке. Реализация меховых изделий сократилась на треть, сильно вырос период продажи шубы, а каждая вторая покупка была в кредит. Для увеличения выручки компании пришлось начать продвигать немеховую одежду.

Продавцы отмечают не только снижение продаж, но и маленькую маржинальность. Рентабельность по обороту составляет в лучшем случае 24%. Какой бы мех не использовался для изготовления продукции, в России почти не осталось сырья для производства.

– У нас своего сырья, кроме овчины, нет. И это заставляет тех, кто пытается производить из пушнины наиболее востребованные изделия, закупать за рубежом. А там высокие таможенные тарифы, - рассказывает Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.

Сегодня в России мехом занимается 1200 компаний. На 50 крупных фабрик приходится 30% рынка. Остальные - мелкие производства и ателье. Зверохозяйств в стране всего 35. Одно из таких хозяйств находится в Тверской области. Его руководитель Георгий Четвёркин начал свое дело девять лет назад и за это время компания выбилась в лидеры рынка. В настоящее время они выращивают не только норку, но серебристо-черную лисицу и соболя. За прошлый год предприятие произвело пушнины на 300 млн рублей. Треть этой суммы принесли поставки на экспорт.

Но жизнь производителей осложнил НДС, который вместо сельхозналога, вернули с 1 января 2018 года.

– Большую часть в себестоимости нашего продукта составляют корма. Поставки, что у нас идут в первую очередь с мясокомбинатов и птицефабрик, они облагаются налогом в 10%. А нам государство предлагает платить 18% НДС на наш продукт. 8% с оборота, который мы получаем, это слишком многовато, - рассказывает Четвёркин.

Многие участники меховой отрасли жалуются на спад спроса, многие предприятия закрываются или меняют профиль.

– Если мы раньше головных уборов отшивали в год 2-5 тысяч, то в прошлом году мы всего отшили головных уборов 500 штук. Что касается верхней одежды, мы перешли на индивидуальный пошив. Отшили может быть 50-70 единиц в прошлом году, - жалуется Зульфия Абсалямова, владелец дизайн-студии меха.

Правительству России и Евразийской экономической комиссии предложили на несколько лет отменить ввозные пошлины на сырьё для меховых изделий. Это оживит рынок и за десять лет может довести долю отечественных изделий до 50%.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter