Posted 27 июня 2018, 14:35

Published 27 июня 2018, 14:35

Modified 30 октября 2022, 19:22

Updated 30 октября 2022, 19:22

В России экспорт зерна по железной дороге увеличился на 64%

27 июня 2018, 14:35
В 2017-2018 годах экспорт российского зерна показал рекордный за последние 10 лет рост в 64%. Об этом, а также об обновлении парка вагонов и переменах на рынке перевозок лесных грузов рассказал глава группы компаний «РТК», председатель президиума «Союза операторов железнодорожного транспорта» Константин Засов.

По словам Засова, росту количества отправленного на экспорт зерна поспособствовали исторический рекорд по сбору зерна в 2017-м году — он составил 135,4 миллионов тонн. За последние восемь лет скопились максимальные запасы зерна. Еще один важный фактор – это введение правительством льгот на перевозку зерна ж/д транспортом из регионов центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. Кроме того, выросли экспортные цены на российскую пшеницу - до $200 за тонну. Все эти факторы привели к тому, что в этом сезоне ставился рекорд за рекордом, рассказал глава «РТК» в интервью агентству «Интерфакс».

На высокие показатели повлияло ещё и то, что на растущем рынке научились работать большинство его участников: построены новые терминалы, заключены долгосрочные договоры, позволяющие планировать на длительный срок.

Также появились инвесторы, которые готовы вкладывать в инфраструктуру, обновлять парк железнодорожных вагонов, сильно обветшавших за последние 10 лет.

- Теперь же, к примеру, наша компания является крупнейшим в сети собственником новых вагонов зерновозов, у нас заключены "долгие" контракты со всеми крупными грузовладельцами, что позволяет планировать перевозку за несколько месяцев. В итоге к завершению зернового сезона экспортные перевозки зерновых по железной дороге, по нашей оценке, достигнут исторически рекордного уровня в 19 млн т, что превысит результат прошлого сезона в 1,76 раза, - поделился Константин Засов.

Кроме того, на рынок повлиял уход с него многих посредников. Теперь производители решают сами, куда и как отправлять зерно.

Как рассказал глава «РТК», Россия будет и дальше наращивать производство и экспорт зерна. Для этого есть все возможности.

Как рассказал Засов, «Русагротранс» ставит перед собой главную задачу - увеличить рост оборачиваемости вагонов. В этом вопросе компания надеется на грамотное государственное регулирование, которое при правильном подходе может дать колоссальный эффект.

- К примеру, внедрение системы электронного документооборота между структурами ОАО "РЖД" и органами Россельхознадзора и ФТС привело бы к радикальному сокращению времени на оформление сопроводительных документов на груз, оригиналы которых в настоящее время необходимо получать в удаленных от станций погрузки региональных центрах, - поделился глава «Русагротранса». Также он рассказал, что на сегодняшний день у холдинга более 65 тысяч вагонов в управлении, парк продолжает обновляться.

Кроме того, Засов рассказал о проблемах с ввозом зерна в Египет. Однако глава «РТК» заверил, что российская пшеница наиболее конкурентоспособна на египетском рынке. Поэтому затруднений с поставками пшеницы в эту страну не ожидается. Что касается Китая, то туда серьезного увеличения экспорта пока не предвидится: причин в отсутствии терминала на Дальнем Востоке.

Что же касается перевозок лесных грузов, то пока в этом сегменте происходит определенная трансформация, направленная на то, чтобы рынок стал более прозрачным и развивался ускоренными темпами за счет прихода крупных системных инвесторов.

- "Транслес" находится в активной инвестиционной фазе, так же как и у "Русагротранса", - сегодня в активе компании крупнейший парк новых вагонов. За последние годы приобретено более 2,5 тысячи платформ. Мы понимаем, что важнейший фактор, позволяющий улучшить логистику, - долгосрочные договоры с грузоотправителями, когда происходит совместное планирование, прорабатывается логистика перевозок, организуются групповые и маршрутные отправки. В общем, мы идем по пути рынка, на котором логистика - это понятная и эффективная услуга, - рассказал Константин Засов.

С 2014 года рынок железнодорожных перевозок лесо- и пиломатериалов существенно восстановился после длительного падения. Засов уверен, что объем перевозок будет умеренно расти. Правительство РФ ведет работу по развитию лесного комплекса, так как пока время вклад в экономику лесного комплекса существенно ниже аналогичного показателя развитых стран.

Чтобы решить проблему нехватки подвижного состава при перевозке лесных грузов, до 2019 года "Транслес" закупит у ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" 200 новых вагонов-платформ с повышенной грузоподъемностью и увеличенным погрузочным объемом. Как отмечает Константин Засов, эти вагоны имеют хорошие преимущества в определенных сегментах рынка и за счет этого в компании планируют повысить эффективность перевозок.

Подпишитесь