Posted 20 сентября 2018,, 12:30

Published 20 сентября 2018,, 12:30

Modified 30 октября 2022,, 19:00

Updated 30 октября 2022,, 19:00

Жителям Карелии поможет финансовый омбудсмен

20 сентября 2018, 12:30
Уполномоченный займется спорами по страховкам, кредитам и прочим финансовым услугам

С 3 сентября 2018 года в России вступил в силу федеральный закон об уполномоченном по защите прав потребителей финансовых услуг. С этого момента началось формирование службы финансового омбудсмена, и через 90 дней к системе добровольно смогут присоединиться финансовые организации.

Страховщики, ломбарды, некоммерческие пенсионные фонды: имущественными спорами граждан с этими и другими финансовыми организациями займется новый уполномоченный. И платить за досудебную помощь не придется. О новом институте омбудсмена журналистам 20 сентября подробно рассказала и.о. управляющего Национальным банком Карелии Юлия Автухова.

- Закон содержит обязательный порядок распространения на секторы и элементы финансового рынка, то есть поэтапное введение обязанностей исполнять решение финансового уполномоченного, - пояснила руководитель. – Для страховых организаций в части ОСАГО и других «моторных» видов страхования установлен срок с 1 июня 2019 года. В части остальных видов страхования (кроме обязательного медицинского страхования) - с 28 ноября 2019 года. Далее идут микрофинансовые организации (с 1 января 2020 года), а затем кредитные организации, кредитно-потребительские кооперативы, ломбарды и некоммерческие пенсионные фонды (с 1 января 2021 года).

По словам Автуховой, сегодня служба по защите прав потребителей Банка России рассматривает обращения граждан и назначает административные наказания за различные нарушения. Однако в силу ограничений закона имущественные споры в компетенцию регулятора не попадают. Теперь же на помощь приходит финансовый омбудсмен, что позволит на досудебной стадии обеспечить почти 100-процентный охват всех жалоб.

Новый институт станет обязательным элементом в споре для всех участников рынка, уточнила управляющий. Стороны, в свою очередь, по закону получают следующие возможности. На первом этапе (до обращения к уполномоченному) заявитель пишет обращение непосредственно в финансовую организацию. Если ответ его не устраивает (либо ответа нет), то в таком случае появляется основание обратиться к омбудсмену.

- Финансовый уполномоченный вовлекает в процесс участников финансового рынка и еще раз дает им шанс урегулировать все вопросы, - добавила Автухова. – Если решение также не устраивает заявителя, то следующий этап – обращение с суд.

Вместе с тем, новый институт поможет снизить нагрузку на суды, поскольку финансовым организациям дадут, как минимум, две возможности решить спор в досудебном порядке.

Что важно, сразу пойти в суд заявитель не сможет: обращение к финансовому омбудсмену будет обязательным этапом перед этим. Попросить о помощи в большинстве случаев можно заочно - по электронной почте или через портал Госуслуг.

- Обращение будет бесплатным, если только заявитель не решит воспользоваться услугами финансового посредника, - добавляет Автухова. - У финансового уполномоченного будет служба обеспечения деятельности, которая будет обязана помочь заявителю правильно оформить заявление. Поэтому, на мой взгляд, необходимость в платном посреднике отпадет.

Закон устанавливает достаточно жесткие сроки рассмотрения спора финансовым уполномоченным – в течение 15 рабочих дней с момента передачи обращения (плюс 10 дней, если потребуется экспертиза). На выходе заявитель получает исполнимое решение. Если финансовая организация не желает это решение исполнять, то ей выдается удостоверение – аналог исполнительного листа.

Проигравшая сторона также может оспорить решение омбудсмена в суде. Но если суд не найдет достаточных оснований для удовлетворения жалобы, то дополнительно взыщет с организации в пользу потребителя 50% штрафа от суммы удовлетворенной претензии.

- Финансовая организация должна иметь четкие основания для того, чтобы оспорить решение омбудсмена, - поясняет управляющий. - Иначе возникает 50-процентный штраф в пользу потребителя. Думаю, что такой подход будет способствовать тому, что факты оспаривания станут большой редкостью.

Главным финансовым управляющим по решению Совета директоров Банка России назначен Юрий Воронин, советник председателя Банка России, помощник председателя Счетной палаты РФ. По информации Автуховой, в дальнейшем будут назначены финансовые омбудсмены по секторам финансового рынка «для более детальной проработки».

Обзаведутся ли регионы своими финансовыми уполномоченными, пока неизвестно.

- На сегодняшний день активно задействованы электронные коммуникации, и закон отдает приоритет заочному рассмотрению обращений, - поясняет Автухова. - Думаю, что и этот механизм будет работать эффективно. А дальше все будет зависеть от потребности.

Управляющий уверена: новый институт настроен на то, чтобы заявитель и организация решили спор максимально быстро и эффективно, не доводя его до суда. В то же время, и сам потребитель должен прекрасно понимать, какую услугу желает получить.

- Не секрет, что иногда непонимание между клиентом и организацией возникает из-за того, что и заявитель не почитал договор, - поясняет руководитель. – То есть, он плохо представлял услугу, по которой подписал договор. И разъяснения на начальном этапе просто закрывают вопрос и способствуют снижению дальнейших трудозатрат.

В этом смысле палки в колеса клиентам ставит так называемый «мисселинг» - в самом общем смысле, это действия продавца по некорректной продаже продукта или услуги. Об этом мы подробнее расскажем в ближайшее время.

"