Posted 14 июня 2019,, 16:12

Published 14 июня 2019,, 16:12

Modified 30 октября 2022,, 19:52

Updated 30 октября 2022,, 19:52

Сергей Катырин: Россия нуждается в новых аэропортах

14 июня 2019, 16:12
За последние 25-26 лет в России в три раза сократилось количество населенных пунктов, которые имеют авиационную связь. Те аэропорты, которые сейчас работают, очень часто живут за счет дотаций собственников, инвесторов или государства. Куда движется и за счет чего живет современное авиасообщение.

При уменьшении количества аэропортов за последние десятилетия, объем воздушных перевозок за последние три года вырос в три раза. Аэропорты сейчас борются за клиентов и авиакомпании. Последним даже готовы пойти на уступки, лишь бы нарастить пассажиропоток. С каждого билета аэропорт имеет в среднем около 15% от его стоимости. Остальной доход идет с платных парковок, чашки кофе, которую пассажир выпил в кафе, или рекламы, которую посмотрел. Прочие неавиационные доходы составляют ещё 15% выручки. Во всяком случае, такие данные приводит аэропорт Домодедово. Но вывести терминал на прибыль можно лишь с миллионным пассажиром. В России таких аэропортов всего около 30.

Единственный в Карелии аэропорт «Петрозаводск» в их число не входит. При этом власти региона отмечают рост пассажиропотока в авиационном сообщении более чем в 1,5 раза к уровню 2017 года.

В рамках подготовки к 100-летию региона воздушную гавань ждет глобальная реконструкция. К осени 2019 года будет завершено строительство инженерного обеспечения. Также в рамках проекта планируется построить новые здания аэровокзала, командно-штабного диспетчерского пункта и защитного бомбоубежища на 150 человек. Общий объем финансирование превышает 1,5 млрд рублей.

По проекту в обновленном здании аэропорта должны разместиться кафе, магазины, зал ожидания, комната матери и ребенка, зоны таможенного контроля и обработки багажа. Общая пропускная способность терминала планировалась на уровне до 300 пассажиров в час и примерно 1 млн человек в год. Федеральные власти не исключают возможности, что аэропорт станет международным.

Сейчас из Петрозаводска летают ежедневные рейсы в Москву. В мае было открыто сообщение с Сочи и Анапой. В курортную зону летает всего по одному самолету в неделю. Летают «ласточки» и в Симферополь четыре раза в неделю. Также дважды в неделю воздушные борты отправляются в Череповец и Архангельск. Все эти рейсы обслуживают две компании: «Победа» и «Северсталь».

До недавнего времени рейсы на Москву выполнялись компанией «Сибирь» под брендом S7. Однако в начале 2019 года они ушли из региона. Официальной причины не сообщалось, но, по слухам, предприятие посчитало работу в республике не достаточно рентабельной и это при том, что часть направлений субсидируется из федерального бюджета. Например, стоимость авиабилета в одном направлении до Симферополя начинается от 5 640 рублей. Такой цены удалось добиться благодаря субсидии Росавиации из федерального бюджета, с софинансированием 50% расходов за счет средств регионального бюджета. Можно представить сколько стоил бы билет без «финансовой поддержки».

Среди услуг аэропорта есть и аренда вертолетов. До недавнего времени «Петрозаводск» получал приличные деньги на выполнение контрактов по санавиации. Но, согласно распоряжению Правительства России, до конца 2019 года единственным исполнителем санавиационных работ на территории России является Национальная служба санитарной авиации. У петрозаводского аэропорта с Республиканской больницей им.В.А. Баранова и Территориальным центром Медицины Катастроф за 2018 и 2019 гг. было заключено 54 контракта по пассажирским перевозкам на общую сумму чуть больше 31 млн рублей.

По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, России остро необходимо строительство новых аэропортов. Речь тут идет, конечно, именно о пассажирском авиасообщении и их количество должно увеличится по меньшей мере на 150 единиц. Не исключено, что такие меры помогут решить вопрос транспортной доступности и отдаленных районов Карелии, что в своё время безуспешно пытались сделать за счет вертолетов.

"