Сэлинджер. Чечетка. Классики

Сэлинджер. Чечетка. Классики

Сэлинджер. Чечетка. Классики

30 июня 2014, 11:56
Культура
Сэлинджер. Чечетка. Классики

Полдень. Вот и он: короткая стрижка, белый свитер, синие джинсы. «Эти белые ночи! Ждешь, когда хоть чуть-чуть стемнеет, чтобы спать», – в первую минуту встречи с улыбкой, по-простому он говорит мне.

19 часов. Музыкальный театр Республики Карелия. Он вихрем врывается на сцену, виртуозно отбивая чечетку. Оптимист, актер, семьянин – Александр Вершинин, исполнитель главной роли в спектакле «Как обмануть государство». Мы встретились с ним на очередных гастролях Малого театра в Петрозаводске.

Александр, почему вы решили играть в театре? Наверное, у вас кто-то в семье тоже был актером?

– Нет, я первый. Я родился в Городце, где служил папа, там Волга такой же ширины, что и у вас Онего. Мама у меня инженер. Она очень любила декламировать стихи, играла на фортепиано, и все вечера, дни рождения проходили в творческой атмосфере. Иногда по праздникам мы выезжали за Волгу на лодках с друзьями семьи, и папа читал наизусть рассказы Зощенко.

А вы в семейном кругу тоже выступали?

– Нет, но во втором классе я сыграл ворону в басне «Ворона и лиса». Вложил всю душу в крик: «Ка-ар!» (смеется).

Помните ли первое впечатление от театра?

– Да, это была театр-студия на Красной Пресне в Москве. К тому времени я уже отучился в техникуме и работал техником-конструктором, сидел за кульманом в Московском исследовательском институте приборостроения. Играли «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. И вдруг в главном герое я увидел себя – свои мысли, переживания, комплексы. А когда пошли фонограммы группы «Воскресение», Константина Никольского, Андрея Макаревича – то, что мы разучивали в то время на гитарах, – я понял, что заглянул куда-то в бездну, в Космос. В итоге, сходил на Сэлинджера раз пять.

И сразу после этого решили стать актером?

– Нет, но я купил пианино, хотел играть джаз, бегал на «Мосфильм» сниматься в массовке за три рубля. А еще увидел фильм «Клуб Коттон», с одной из первых ролей Ричарда Гира. После чего я решил: нужно обязательно научиться танцевать чечетку! В общем, к тому времени, когда я увидел постановку Сэлинджера, я был готов заняться актерством. И вот я иду после очередного спектакля. Через открытое окно слышно, как кто-то отбивает чечетку. Постучал, высунулся парень, я попросил дать несколько уроков. И вдруг он со словами: «Да. Давайте руку!» – втаскивает меня на первый этаж. Это оказалась Студия пластической драмы при театре на Красной Пресне. Он говорит: «Я буду давать уроки степдэнса, а Вы за это поможете нам в спектакле». Я подумал тогда, что же это за Господь Бог втащил меня сюда, осуществил мои сокровенные мечты? Впоследствии мы с Вадимом подружились, а через некоторое время я уволился из конструкторского бюро.

«Играем живых людей, не ангелов»

Расскажите, как выбираете роли? Какие нравится играть больше – положительные или отрицательные?

– Может быть, народным артистам звонят и спрашивают, кого бы они хотели сыграть, мне пока нет (смеется). Но в драматургии не существует чисто хороших или плохих героев. Я, например, играю Глумова – для меня он больше положительный, но система завела его в тупик, из которого он хочет вырваться, вынужденно совершая отрицательные поступки. Или мой Горецкий в спектакле «Волки и овцы» – тоже зарабатывает на жизнь не совсем честным путем, подделывая векселя. Классики писали о болезнях общества, что каждый живой человек не ангел. Кто-то застревает в отрицательных чертах, кто-то пытается всю жизнь вырваться, но грешит, другой наслаждается жизнью и считает, что так и надо.

Расскажите про вашу роль в спектакле «Как обмануть государство».

– Гастон Вальтье – типичный мажор и бездельник, чья жена, как выясняется, готова на адюльтер ради денег. Будучи любящим мужем и желая сохранить брак, он придумывает оригинальный способ заработать на жизнь: «Есть дураки, которые платят слишком много налогов, потому что есть хитрецы, которые платят слишком мало. Я предложу услуги дуракам».

Гастон использует свой интеллект не во вред, но и не на пользу государству – он помогает обычным людям. Вот у нас в стране есть олигархи, есть народ, а природные ценности у первых, где тогда деньги народа? И с налогами все далеко не по-честному. И так везде, такова система мира. Гастон не приспособился к ней, он пытается жить по совести, уравновесить дураков и хитрецов.

А вторая тема комедии – любовь. Герой не расстается с женой, узнав, что она может ему изменить, но пытается наладить с ней отношения, увидеть, в чем не прав.

Выясняется, что Жульетте необходимы и деньги, и внимание, и «эмоциональная перчинка», и как можно чаще слышать «Я тебя люблю». В их отношениях не поставлена точка, жизнь развивается.

Интересно, что происходит за сценой перед самим спектаклем?

– Повторяем танцы, гримируемся. Кто-то разминает голос, делает дыхательную гимнастику. Я вот повторяю текст (смеется), здесь его 95 страниц (показывает текст «Как обмануть государство»).

«Театр – второй дом»

Что вы думаете про возрастные ограничения на мультфильмы, концерты, спектакли?

– Возможно, они нужны – сейчас очень много желающих показать свою «раскрепощенность». Но с подобным «творчеством» я бы не хотел знакомить своих детей. Дочке два с половиной годика, она любит «Ну, погоди!». Я слышал споры об этом мультфильме – дескать, волк курит, и так далее. Но мы смотрели – и не испортились (смеется).

Как относитесь к актерам, которые из театра полностью уходят в кино, на телевидение?

– Нормально, это же возможность заработать, в театре платят мало. Прекрасно, когда удается совмещать и то, и другое, потому что театр – это семья, второй дом, на съемках не всегда возникают такие отношения.

Хотелось бы Вам, чтобы литературу изучали в школе по театральным постановкам?

– Я за это полностью. Сегодняшние школьники мало читают, разве что посмотрят в интернете краткое содержание. Было бы неплохо сочетать занятия литературой с походами в театр. Русский театр для того и есть, чтобы знакомить с классикой.

В последний день гастролей спектакль «Как обмануть государство» идет при полном зале, публика с трудом сдерживает смех, звучат раскаты аплодисментов. Пожалуй, для актеров Малого театра четыре дня – маловато…

Ольга Сидорова

Фото Малого театра со спектакля «Как обмануть государство» и Ольги Сидоровой

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter