Дети из музыкальных школ Петрозаводска прошли непростое испытание

Дети из музыкальных школ Петрозаводска прошли непростое испытание

Дети из музыкальных школ Петрозаводска прошли непростое испытание

30 мая 2016, 14:46
Культура
Дина Тозан
Дети из музыкальных школ Петрозаводска прошли непростое испытание

26 мая, 15 минут до начала концерта. В Карельской Государственной филармонии настоящий аншлаг. Взрослые раскупают билеты, чтобы посмотреть выступление юных исполнителей.

Пообщаться с автором идеи концерта и координатором мероприятия, заслуженным работником культуры Республики Карелия, Ириной Четвериковой получается с трудом. Детей надо прослушать в последний раз и дать наставления, переживающих родителей поддержать.

- Такой случай предоставляется не каждому взрослому музыканту, - восторженно рассказывает наша собеседница, - Одно дело, когда ты выступаешь соло, в ансамбле фортепьянном и совершенно другое дело, когда тебе аккомпанируют 65 взрослых профессиональных музыкантов. Лучших для проекта отбирал главный дирижер симфонического оркестра Карельской Государственной филармонии Анатолий Рыбалко. По итогам конкурса было выбрано 14 человек, лауреатов различных конкурсов и фестивалей. Возраст самой юной участницы всего лишь 8 лет. Дети заслужили этот подарок своим трудом!

Фестиваль искусств «Концертино» возродили в 2014 году после 30-летнего перерыва. Особо популярен он был в 80-х годах, ещё до перестройки. Дирижировал тогда Михаил Измайлов.

Ученица Ирины Четвериковой, теперь уже педагог первой музыкальной школы им. Г. Свиридова Ольга Фролова, вспоминает о том времени с ностальгией. Тогда она сама блистала на сцене, а теперь привела на фестиваль уже свою ученицу 13-летнюю Марию Савандер. Девочке выпал нелёгкий жребий – выступить первой с первой частью концерта для фортепьяно с оркестром фа - минор И. С. Баха.

- Это событие очень замечательное, знаменательное. И, конечно, я очень волнуюсь за Машу, – сказала педагог.

Ещё одна ученица Ирины Четвериковой, которой всего 8 лет, совсем не волнуется. Настя Соболева с замечательным звонким голоском занимается музыкой с четырёх лет. Сейчас она обучается во второй классе музыкальной школы № 1 и очень интересно рассуждает о композиторах.

- Мне очень нравится заниматься музыкой. Я буду играть концерт Моцарта 2-ую часть из 4 концерта. Для меня самое сложное - концерт Моцарта, Шопена и вообще произведения нерусских композиторов. Потому что мы не понимаем их. Они играют по- своему, у них свои обычаи. К примеру, поляки горделивый народ, у них другая музыка.

Познакомившись с девочками, я решила занять место в зале и послушать их выступления. Первое отделение состояло исключительно из пианистов. Музыка эпохи барокко.

Особенно поразило произведение Д. Шостаковича «Концертино ор. 94, переложение для фортепьяно с оркестром В.Г. Козодова». Зловещее начало и медленное вступление. Мгновенный взмах смычков музыкантов в оркестре создал сравнение с нахлынувший на берег волной. Различные чувства бурлили в момент исполнения – и грусть и воодушевление. Получилась целая драма. Игра вызвала бурю оваций.

После выступления 14-летняя исполнительница Дарья Клещенко рассказала, что готовила это выступление четыре месяца. По её словам – музыка саркастическая и совсем не весёлая.

- Я не думала, что возьмут на концерт, но получилось. Очень понравилось выступать, для меня это хорошая концертная практика. У нас было всего 3 репетиции. Выложиться надо было на 100%. Главное - владеть собой, ни на что не отвлекаться. Как говорил один профессор: «Чтобы сыграть на 70% надо выучить на 100%. Музыканты в оркестре очень интересные, хорошие люди. Дирижёр тоже очень добрый и интеллигентный.

Родители Даши, к слову, сами играют в квартете «Экспромт». Девочка планирует пойти по их стопам и посвятить свою жизнь музыке.

Второе отделение концерта было более разнообразным в инструментальном плане. Дети играли на гобое, трубе, скрипке и виолончели. Произведения в целом носили романтический характер.

За детьми было интересно наблюдать из-за их непринуждённости. Громкий выдох в конце выступления или переглядывания с дирижёром создавали милую картину.

Сам дирижёр Алексей Ньяга с детьми сработался на «ура». Он рассказал, что это уже второй опыт его находить на сцене идиллию в музыке вместе с детьми.

Сейчас Алексей Ньяга второй дирижёр Симфонического оркестра филармонии и первый дирижёр Музыкального театра. На работу в Петрозаводск он приехал из Санкт-Петербурга. А пригласил его Мариус Стравинский.

- Какие ещё могут быть впечатления, когда ты видишь на сцене юных, но уже достаточно серьёзных, оснащённых музыкантов? Некоторые ребята просто изумительно подготовлены, музицировали так искренно, откровенно. Это огромное удовольствие, таким молодым, но очень талантливым ребятам аккомпанировать.

Радостно оттого, что ребята в принципе прикасаются к самым лучшим произведениям и отечественной и мировой классики. Они на этом воспитываются, они этим живут, они этим дышат. Это говорит о том, что они вырастут в принципе культурными детьми, если не бросят это занятие.

Я сам занимался музыкой лет с 6 и честно говоря на такую серьёзную концертную эстраду вышел гораздо позже чем многие из них.

Я думаю, что для них это огромные впечатления, впечатления на будущее. Какой большой скачок делает ребёнок в сравнении просто с тем, что он с педагогом занимается в классе, и когда он выносит результат своих трудов многомесячных на концертную эстраду с настоящим живым, профессиональным оркестром, с публикой, с залом и массой вытекающих отсюда впечатлений, ощущений, это совсем другое дело. Дети, безусловно, справились сегодня,- подытожил дирижёр.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter