Posted 30 января 2018,, 12:44

Published 30 января 2018,, 12:44

Modified 30 октября 2022,, 18:29

Updated 30 октября 2022,, 18:29

От шепота до крика

30 января 2018, 12:44
Страшно услышать, как кричит душа, но еще страшнее, когда она шепчет

3 февраля в 19:00 в Большом зале Карельской филармонии не будет привычной академической атмосферы. Звуки, которые, скорее всего, проносятся в сознании человека, задыхающегося от ужаса - вот, что ждет публику. Если кто-то, обладающий тонкой душевной организацией, решит испытать себя, резко повысив уровень адреналина посредством музыки, то лучше, чтобы на этот концерт его сопровождал стрессоустойчивый родственник.

По-английски респектабельный филармонический микроклимат нарушит исполнение Концерта для виолончели с оркестром величайшего польского композитора ХХ века Витольда Лютославского. Если вы никогда раньше не сталкивались с произведениями Лютославского и случайно набрели на эту музыку на просторах интернета, то, скорее всего, решите, что слушаете композицию британской Saxon или американской Cheap Trick, только в аранжировке для симфонического оркестра.

Учитывая, что концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» и в нем примет участие известнейший виолончелист Александр Рамм, возникает вопрос: что же это за музыка, которая, одновременно, и завораживает, и наполняет душу ужасом, как предчувствие неизвестной, но грозной опасности?

Если обратиться к истории ее создания, то это мало что объяснит. Концерт для виолончели с оркестром был заказан Лютославскому Королевским филармоническим обществом и Фондом Гюльбенкяна (Галуст Гюльбенкян - британский финансист, промышленник и филантроп, крупный нефтяной магнат XX века) в 1969 году. Мировая премьера произведения состоялась в Королевском фестивальном зале в Лондоне 14 октября 1970 года в исполнении Борнмутского симфонического оркестра под руководством Эдуарда Даунса, партия виолончели - маэстро Мстислав Ростропович. Пока что все презентабельно и достаточно обыденно для музыкантов такого уровня. Но, если обратиться к биографии самого композитора, услышать громкие имена его друзей-музыкантов, то многое можно будет, если не понять, то хотя бы представить.

Родившись в Варшаве на рубеже XIX и XX веков, Витольд Лютославский, как и все его поколение, пережил две мировые войны, немецкую оккупацию, когда, сбежав по дороге в концлагерь, он вынужден был скрываться, работая тапером в маленьких ресторанчиках. Дальше - долгая жизнь под откровенным давлением вкусовых музыкальных предпочтений партийного руководства послевоенной Польши, не понимавшего и при каждой возможности запрещавшего к исполнению произведения, вошедшие в историю как «музыка ХХ века».

Два его ближайших советских друга - Дмитрий Шостакович и Мстислав Ростропович - подвергались жесточайшей травле с самых высоких трибун, а представить себе в конце 60-х годов прошлого века, что это всесилие политбюро когда-нибудь закончится, было просто невозможно. Может быть, поэтому музыка Витольда Лютославского так страшна в своем безнадежном бунте?

Кстати, во время написания Концерта, который прозвучит 3 февраля в филармонии, Лютославский часто обращался за советом к Ростроповичу - хотел прочувствовать манеру исполнения на виолончели. А великий виолончелист, в свою очередь, активно изучал новые способы работы пальцев, чтобы суметь сыграть сольную партию, очень сложную, даже для такого виртуоза как он.

Отчасти именно сложность партии виолончели сделала Концерт для виолончели с оркестром Лютославского редкоисполняемым. Только солисты с очень громкими именами берут его в свой репертуар. Петрозаводчанам повезло: если вспомнить, что Александру Рамму часто прочат славу, равную по размаху славе великого Ростроповича, то карельскую публику ждет по-настоящему большое событие в музыкальной жизни.

В концерте прозвучит музыка и двух других великих композиторов ХХ века - Шостаковича и Бриттена. И Лютославского, и Бриттена, и Шостаковича долгие годы связывала крепкая дружба, а Ростропович называл их «тремя богатырями» в его жизни, гениями, у которых сам великий виолончелист, «так сказать, подмастерье».

Словом, эмоции на предстоящем концерте захлестнут всех: и фанатов качественных триллеров, впервые пришедших в филармонию, и меломанов со стажем.

"