Безжизненное оживает, живое распадается, гниет и превращается в прах

Безжизненное оживает, живое распадается, гниет и превращается в прах

Безжизненное оживает, живое распадается, гниет и превращается в прах

27 января 2015, 15:17
Культура
Евгения Лёгкая
Безжизненное оживает, живое распадается, гниет и превращается в прах

Бредовые ассоциации или детские воспоминания? Произведения великого художника или свихнувшегося гения? Сюрреалистическая вселенная гения Сальвадора Дали не вместится ни в одну экспозицию. Его правда неотделима от выдумки, фантазии неотличимы от подлинных воспоминаний. На выставке великого мистификатора, открывшейся в Петрозаводске, тайные знаки и символы заставят напрячь мозг и достать самое сокровенное из подсознания.

Однажды маленький Сальвадор нашёл на чердаке инвалидный костыль, его вид потряс юного гения, став примером необычайной стойкости. С той поры костыли стали для Сальвадора Дали символом поддержки и даже высокомерия.

Образ мягких часов пришёл ему на ум после ужина, к которому был подан камамбер – сыр, снаружи покрытый твёрдой корочкой и очень мягкий внутри.

В своих работах Сальвадор совмещает, казалось бы, абсолютно несовместимые вещи, разрушает законы природы и физики. Переплетение фантазий и воспоминаний из далёкого детства, иллюзий, реальности и бредовых ассоциаций, естественно, привлекает зрителей самых разных возрастов. Его картины отчего-то близки и понятны каждому, они могут тронуть, растопить или возбудить любое сердце.

Дмитрий Константинов, актёр театра «Творческая мастерская»:

«Для меня этого художника открыл Юрий Норштейн. В своей лекции "Мультипликация как искусство и как жизнь" он рассказывает, что сюжеты картин Дали – это метафоры, воплощённые в живописи, и после этих слов для меня словно что-то прояснилось. Творчество Дали сразу стало интереснее и понятнее».

Он окружал свою жизнь безумием, романтикой, мистикой, загадочным и фантастичным. До сих пор о нём слагают легенды, восхищаются и спорят о его безумии.

Дмитрий Вересов, карельский писатель:

«Эта игра в безумие, эта эпатажность – сплошной пиар. Я читал его дневники, он вполне адекватный человек, который ничего не делал просто так. Я не говорю, что он был исключительно расчётливым человеком, он гениальный художник, но во многом это была игра. Мне близка тема, связанная с лошадьми. Скачущая лошадь полна экспрессии, Пегас - поэтический символ, и в них нет никакого эпатажа. Это просто его видение художественного образа».

Театр-музей Дали в Фигерасе до отказа начинён всевозможными иллюзиями, парадоксальным, игрой. Чего стоит один образ Мерлин Монро, так часто встречающийся на фотографиях туристов. При взгляде сбоку это всего лишь набор несвязанных между собой предметов – арка, красный диван и причудливой формы комод, посмотрев на которые в анфас, через лупу можно увидеть лицо известной актрисы.

На этой выставке, конечно, ничего подобного нет, но явно чувствуется присутствие духа великого мистификатора. Сам художник в каждой работе общается со зрителем с помощью метафор, скрытых связей вещей, предлагая не только окунуться в тайнопись, но и – поиграть. К примеру, и дети, и взрослые с увлечением разыскивают в каждой работе из серии «Алиса в стране чудес» силуэт Алисы со скакалкой.

Ирина Костерина, искусствовед-куратор «Арт-центра в Перинных рядах» (Санкт-Петербург):

«Мы хотели показать вам другого Сальвадора Дали. Широко известно имя Дали как живописца, великого мистификатора, масс-медийной персоны, он занимался ювелирным искусством, дизайном, рекламой, пробовал себя в кинематографе. Здесь мы представляем гениального рисовальщика и графика. Поэтому призываю всмотреться в те тайные знаки, символы, которые он оставляет в своих работах где-то на втором плане, даже на третьем. Через образы бабочек, которые порхают из серии в серию, через образы насекомых, через чёрные силуэты он подсказывает нам что-то из детства, юности, жизни».

Дабы поразить зрителя масштабностью личности, в зале – во всю стену! – помещено фото удивлённого художника, будто подглядывающего за происходящим. А вот и сам художник собственной персоной. А что, похож!

Кроме удивительного содержания выставка уникальна тем, что эти литографии и иллюстрации никогда не висели в доме музее в Фигерасе в Испании. Три из этих серий выставляются в России впервые. Петрозаводск стал вторым городом после Петербурга, где демонстрируется экспозиция. В ближайшие три-четыре года выставка объедет многие города России, а затем работы снова окажутся в руках частных коллекционеров. Так что – спешите увидеть!

В Петрозаводском Выставочном зале выставка работает до 8 февраля.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter