Упорядоченный хлам способен полить цветы

Упорядоченный хлам способен полить цветы

Упорядоченный хлам способен полить цветы

24 июня 2014, 15:05
Культура
Евгения Лёгкая
Упорядоченный хлам способен полить цветы

Как радовались бы мамы, если бы в детских комнатах их сыновей хотя бы иногда царил порядок. Но может быть беспорядок только на первый взгляд хаотичен, на самом же деле в этом есть какая-то система? Одним из доказательств подобной теории могут стать изобретательские машины Руба Голдберга, которые на первый взгляд не что иное, как просто беспорядочный набор самых разных вещей. Кажется, что весь этот, мягко говоря, хлам не может составлять единое целое. Однако, разрозненные предметы причудливо соединённые между собой юными изобретателями, создают единый механизм, способный привести к заданному результату.

Руб Голдберг был тот ещё шутник. В 1915 году этот нью-йоркский художник, имеющий инженерное образование, создал для газет карикатуры с изображением механизмов, выполняющих очень простые действия чрезвычайно запутанным, сложным и зачастую комическим образом, чем стал очень популярным. С тех пор такие странные, излишне сложные механизмы называют его именем.

Взяв за основу шутливые картинки, директор музея промышленной истории Андрей Шейкин предложил школьникам собрать забавные машины, вызывающие улыбку, и в Петрозаводске, тем более что сам в детстве сооружал что-то подобное.

Андрей Шейкин

Директор музея промышленной истории

«Руб Голдберг - моё давнее увлечение, его машины я открыл для себя давно. Ещё в детстве были первые попытки создания механизмов по принципу доминошек – цепной реакции из разного рода действий. Тогда я даже не представлял себе, что это были машины Руба Голдберга. Помню только, что участвовала куча солдатиков и теннисные мячики.

Музей последнее время старается популяризировать науку, а машины Руба Голберга подходят идеально, поскольку они известны не только всем технарям, но и всем за счёт того, что имеют ярко выраженный комический характер, на них просто любопытно смотреть».

Без каких-либо схем и чертежей, руководствуясь только собственной фантазией, мальчишки и девчонки из разных школ с удовольствием взялись за это непростое, но очень увлекательное занятие – создание сложного механизма из простых вещей. В ход пошли самые разные железки, трубочки, машинки, тележки, детали конструкторов, детские игрушки. В общем, всё то, что можно найти в любой, правда, чаще мальчишеской, комнате, приобрело своеобразный порядок. Главной целью этих механизмов было выполнить простейшее действие - полить цветы.

Эрнест Хаянен

Участник команды «Шут» финно-угорской школы

«За основу нашей машины взят замок и всевозможные нелепые вещи, которые запросто можно было заменить чем-то другим. Вот вы спросите - зачем столько деталей, всё можно было сделать намного проще. Но весь смысл машин Руба Голдберга как раз в том, что чем больше ненужных деталей, чем более громоздкая конструкция, чем проще финальное действие, тем интереснее».

На целых два месяца юных изобретателей захватила мысль о научном открытии и, кому-то даже это удалось. Изобретатели постарше из 10 школы придумали практически вечный двигатель.

Боришкевич Олег

Участник команды «Инженеры будущего» школы №10

«Работая над созданием вечного двигателя мы додумались до того, чего не найти ни в одном учебнике физики. Наша машина устроена на законе сохранения энергии. Пока в этом устройстве сверху будет холодно, а снизу жарко, пока будет разница в температурах, он будет работать. На этом принципе можно создать что угодно, в наших планах начать собирать паровой двигатель».

Каждая машина была создана на основе тех или иных физических принципов, усвоить которые ребятам помогали учителя физики. Например, физик петровской школы Елена Егорина на примере создания машины объяснила школьникам законы механики. Но, даже не вникая в физические принципы, на которых основаны действия, смотреть на происходящее, а главное сооружать абсурдную машину было забавно и увлекательно.

Елена Егорина

Учитель физики петровской школы

«Детям оказался очень интересен процесс. Сначала они смотрели видео, как создаются такие механизмы. Казалось, что всё не сложно, но на самом деле и не так-то просто. Очень долго у ребят не получалось. Мы много фантазировали, несколько дней сидели в школе до позднего вечера. А потом раз и всё получилось. И эта вспышка радости очень сплотила ребят. И, очень важно, дала физические знания. На примере этой машины я доступно объяснила детям про законы энергии. Мы очень довольны результатом».

Первое место заняла самая юная команда – «Друзья механики». Первоклашки петровской школы создали машину, напоминающую огромный игрушечный дом с разными комнатами, в каждую из которых попадает шарик, выполняет там определённое действие, которое по цепочки ведёт к следующему, в итоге сбивает сосуд с водой и поливает кактус.

Приз зрительских симпатий завоевала команда «Принцип передачи». Её участники наиболее, креативно, по мнению собравшихся, презентовали своё изобретение в стихах. Они представили свою машину как небольшой спектакль советского режиссёра и актёра Всеволода Мейерхольда, где действие частично перенеслось в зрительный зал и каждый присутствующий, попав в мир занимательной биомеханики, стал участником генеральной репетиции.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter