Право первой музейной ночи

Право первой музейной ночи

Право первой музейной ночи

24 мая 2016, 19:20
Культура
Право первой музейной ночи

А как иначе? Наша филармония в первый раз на своей территории приняла участие в «Европейской ночи музеев», и надо было найти и показать что-то свое любителям вечерних прогулок по петрозаводским очагам культуры. Да еще такое, чтобы надолго осталось в памяти народной.

Чудо музейной ночи решили сделать своими руками

Какие ассоциации у обычного человека вызывает слово «филармония»? Прежде всего - симфонический оркестр, играющий классические произведения. На переднем плане – дирижер, по левую руку –скрипки, по правую - виолончели и контрабасы, прямо – альты и духовые. И только за ними, у задника – группа ударных инструментов. Как всегда - в тени.

Вывести ударные на авансцену и предложил Заслуженный артист Карелии Валерий Бобков. Он честно признался, что уже много лет вынашивал эту идею, хотя сомнения были – ведь соло ударных у нас в Карелии готовилось впервые.

Репетиции ударников шли даже для своих за закрытыми дверями, а креативная группа тем временем готовила экспонаты для интерактивного музея. Конечно, это были сами ударные инструменты, которые тоже решили вывести в свет: зрителю даже с первого ряда не видно, что там, у задника звенит малиновым звоном, журчит, как весенняя вода в проталине, гремит и ухает. Пожалуйста, вот вам на обозрение барабаны, ксилофон, литавры, гонг, бонги, колокола, дарбука…

Кстати, вы знаете, что такое дарбука? Нет? Тогда вы не были на нашем празднике и многое потеряли. Дарбука – это старинный инструмент, родина, которого Ближний Восток. Он представляет собой небольшой барабан, обтянутый козлиной кожей. Если ударить по центру дарбуки, то она издаст густой низкий звук, а если барабанить по краям - высокий.

И колокола у музыкантов не те, что звонят в храмах. У них же оркестровые колокола – длинные цилиндры, подвешенные на специальной перекладине.

А еще у ударных есть бич-хлопушка, «козьи ножки», стиральная доска, кастрюли и ложки. Не зря ударная установка на арго музыкантов называется «кухня».

Пир звукового хаоса

В фойе на втором этаже филармонии, где обычно перед концертами собирается почтенная публика, полушепотом делясь предвкушениями, и были выставлены многие из этих таинственных инструментов. У каждого установили таблички с указанием родины экспоната, способа игры, и шуточными предложениями, вроде того, что придумали про литавры: «если правильно ударишь, как завещано его создателем, то услышат звук этого инструмента за тысячи километров в самом Риме». Забегая вперед, скажу: нам кажется, точно услышали…

Официальное время открытия «Ночи музеев» было назначено на 18 часов. Мы предполагали, что к этому моменту выйдем в фойе и торжественно объявим о нашей премьере, неспешно расскажем об экспонатах. Но уже за несколько минут до назначенного часа фойе стремительно заполнилось публикой и организаторам стало ясно, что красавцы-инструменты в представлении не нуждаются.

Не зря завсегдатаи музейных ночей считают их волшебными и даже мистическими. Похоже, что наш бал открыли без нас. Ну, не обошлось здесь без команды булгаковского кота Бегемота: «Бал!!!»

Во всех углах фойе что-то пищало, гремело и ухало: дзинь-бом-бам-БАХ – кто-то удачно ударил в гонг. Вокруг инструментов толпились дети и взрослые: мамы и дочки, папы и сыночки, бабушки и внуки, дедушки и их подруги. Такой интенсивной игры наши инструменты наверняка не испытывали за всю свою творческую жизнь. Малышня подпрыгивала, чтобы достать до литавры, пытались обнять еще короткими ножками дарбуку, чтобы всласть полупасить по ее козлиной коже. Бабушки осторожно проходились молоточком по пластинкам ксилофона и счастливо улыбались, может быть, вспоминая юность. За обладание барабанными палочками завязалась небольшая потасовка между молодым папой и его трехлетним сыном...

Побывать в роли «человека в футляре» от маримбы также хотели и дети, и взрослые. Правда, дети напрочь уничтожили чеховский символ закрытости от жизни: забирались в футляр вдвоем и втроем сразу и весело махали окружающему миру.

Прилежные ученики Академии бубна здесь же, в этом неимоверном веселом грохоте, осваивали не только бубновые премудрости, но и основы танцевальных движений с этим инструментом.

Кто только не пришел к нам на «звуки бубна»! Длинноволосые, но уже поседевшие рокеры, как минимум, четверть века назад игравшие что-то вроде Led Zeppelin, и нынешние студенты, явно предпочитающие Rammstein, и такие знакомые интеллигентные завсегдатаи нашей филармонии - поклонники классики. У всех радостные, смеющиеся лица и… ужасная какофония! Но в Ночь музеев это было как раз то, на что мы и надеялись.

А потом – прямо на ступеньках нашего храма искусств барабанщики, учащиеся Музыкальной школы им. Балакирева под управлением Василия Катанова исполнили свое шоу, собрав дополнительную толпу праздно гуляющих в округе горожан.

Создалось впечатление, что старенькое здание бывшего Дома политпросвещения не выдержит и сложится от грохота, как карточный домик, и тогда-то уж точно звук литавры, вырвавшись на свободу, долетит до Италии. Но здание устояло: видать, в советские времена оно еще и не то слышало.

We love drums now

«Пир звукового хаоса» продолжался более трех часов и стал причиной задержки главного «блюда» нашей Ночи музеев - концерта «Ритм non stop» группы ударных инструментов симфонического оркестра филармонии. И дело не в том, что дорвавшихся до барабанов и литавр любителей нельзя было от них оттащить: их «импровизации» привлекли немало желающих послушать необычный концерт профессионалов. И кассу, где еще оставалось немного билетов, пришлось открыть. Образовалась очередь – супераншлаг, как говорят музыканты.

class="gallery">

И вот последний звонок, зал переполнен. У нас возникли опасения, что переизбыток впечатлений от многочасовой «игры любителей» может повлиять на восприятие выступления настоящих музыкантов, но все оказалось наоборот. В полумраке зала каждый ювелирно отточенный звук, будь то шелест ветра, барабанная дробь, «хохот» таинственного существа проникали в самые дебри сознания. И контраст с «хаосом в фойе» только усиливал восприятие мастерства исполнителей.

Даже не представляла себе, насколько красиво не только звучит, но и смотрится игра ударных, спроецированная на большой экран. По-военному синхронные движения музыкантов казались волшебными, в сознании просыпались какие-то древние, от пращуров доставшиеся воспоминания и, казалось, что действо происходит не в урбанистическом мире, а в диком лесу, и вот-вот запахнет болотными травами...

Только усилила это ощущение финальная композиция - «Бразильские мифы» Нея Розауро. Сцена становилась то ярко-красной, то насыщенно-синей, как тропическая ночь. Звуки леса, пение диковинных птиц, плеск приплывшей к зрителям русалки (настоящий плеск воды, производимый Валерием Бобковым в подсвеченном софитом аквариуме), свист бразильского лешего - все сливалось в дикую, но изумительно красивую мелодию.

Ольга Косырева в одном из номеров концерта превратилась в Россомаху из кинофильма «Люди Х»: зажав между пальцами по три молоточка, она виртуозно сыграла на маримбе «Дивертисмент для маримбы и альт-саксофона» японского композитора Акира Юяма. Известный саксофонист Алексей Талицкий, составивший дуэт с Ольгой, пожалуй, впервые показал публике, насколько красивым может стать сочетание этих инструментов в исполнении настоящих мастеров-музыкантов.

А, когда Заслуженный артист Карелии Руслан Девликамов, чистые звуки трубы которого подчеркивали экзотику «Chieba» композитора Яна Бредли, вдруг направил ее на гонг, и тот ответил музыканту своим древним глубоким эхо, зал просто ахнул.

Потом были долгие овации, которые остановил только еще один сюрприз этой магической ночи: зрителей пригласили к оркестрантам. Зал мгновенно опустел, а на сцене началось столпотворение: зрители благодарили, пожимали руки триумфаторам праздника. И в этом «смешении народов» иногда удавалось увидеть счастливые лица Валерия Бобкова и его великолепных ударников: Ольги Косыревой, Марии Телятниковой, Василия Катанова, Игоря Сахарова, Дениса Дорофеева, Антона Гамидова, Сергея Смирнова, Анны Махмудовой, саксофониста Алексея Талицкого и трубача Руслана Девликамова.

Автор материала - Марина Трубина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter