Posted 22 сентября 2015,, 16:40

Published 22 сентября 2015,, 16:40

Modified 12 ноября 2022,, 08:35

Updated 12 ноября 2022,, 08:35

Вот такая любовь!

22 сентября 2015, 16:40
Вот такая любовь!

Норвежский Международный кинофестиваль снова путешествует по Баренц-региону. В туре 2015 года в семи городах России и Норвегии показали фильм-концерт – советскую мелодраму Абрама Роома «Третья Мещанская». Фильм шел с живым музыкальным сопровождением, его обеспечили джазмены двух стран – Андрей Кондаков, Владимир Волков, Ула Рокконес и Якоб Янссон, музыканты мирового уровня.

На показе в кинотеатре «Калевала» в зале был аншлаг. Люди разного возраста тянулись к своим местам нескончаемым, казалось, потоком. Такое можно было бы увидеть, пожалуй, только на премьере нашумевшего, многомиллионного голливудского фильма.

Фильм «Третья Мещанская» Абрама Роома – советская мелодрама, сатирическая комедия 1927 года: история молодой пары, в чью жизнь врывается мужчина. Сначала он просто живёт рядом, а потом переворачивает обычную семейную жизнь вверх дном и становится третьим членом семьи.

Фильм вызвал массу впечатлений – от удивления качеством съёмки и эффектами монтажа, до, конечно, неизгладимых эмоций от сюжета. История, рассказанная дерзко, ярко и вызывающе, вызвала недоумение, восторг и полную эйфорию от осознания того, что у советских людей были более свободные нравы и понимание отношений мужчины и женщины.

Организаторы позиционируют проект как фильм-концерт. Однако решить, чего же здесь больше – фильма или концерта – не так-то просто. С одной стороны – захватывающий, оригинальный сюжет на щекотливую тему увлекал целиком и полностью, но, с другой стороны, забыть о том, что в зале играют живые музыканты, было совершенно невозможно, а осознание того, что музыка рождается прямо здесь и сейчас вызвало невероятные ощущения.

Нельзя сказать, что музыкальное сопровождение в точности иллюстрировало происходившее на экране. Так как музыку писали все участники квартета, каждый музыкант наделил героев теми или иными, понятными только ему образами и характерами.

Кроме джазовой музыки слышались шорохи, скрежет, шуршание, дребезжание, скрипы... За счет использования различных музыкальных эффектов такой джаз мне показался более выразительным богатым и чувственным. Это было настоящее открытие новой грани джазовой музыки.

Джазмены и фильм о любви втроём

Андрей Кондаков, российский пианист и композитор:

- Никто не застрахован от чувства раздвоения, которое может на вас обрушиться. Хорошо это или плохо – не знает никто, но такие вещи случаются и случались всегда. Это просто сюжет, но фильм, как ни крути, - это искусство. Здесь всё интересно – и канва, и как сделано. Думаю, что это фильм о жизни, и он достаточно современный, несмотря на то, что это 1927 год. То же самое происходит и сегодня, здесь нет ничего необыкновенного, того, чего мы не знаем.

Владимир Волков, российский контрабасист:

- После революции всё создавалось заново, поэтому семья в то время отодвигалась на задний план и считалась пережитком. Именно тогда возникали дома-коммуны, дома, где предлагалось делать все бытовые вещи. В семье не нужно было делать ничего, предполагалось просто где-то работать и радоваться жизни. Современная семья в то время утратила свои традиционные функции, и женщина была вольна сама избирать себе партнеров в любви. В этом фильме всё это ещё наивно и искренне, совершенно без пошлости.

Якоб Дженссон, норвежский барабанщик-виртуоз:

В фильме есть определённые темы, которые были важны тогда и важны и по сей день: тема эмансипации женщины, гомосексуализма, И, безусловно, тема абортов. Это серьёзные, сложные темы, универсальные для всех времён, проблемные тогда. Возможно, и через 100 лет они будут актуальны.

Можно показывать детям

Ула Рокконес, норвежский музыкант, саксофонист:

- Это большое счастье – встретить публику, которая понимает культуру. Возможно, у российской публики более тонкое ощущение культуры, она более подкована в вопросах культуры, чем норвежская. Мы с каждым концертом развиваем наш материал, это определённый вызов, но интересно работать каждый вечер по-разному. Очень забавно, что в каждом городе люди по-разному реагируют на фильм, смеются в разных местах. Мы играем, но слышим и чувствуем зал. Каждый раз зал живой, наблюдать и чувствовать его очень приятно.

Игорь Шайтанов, руководитель Международного кинофестиваля в Тромсе:

- Тема, конечно, специфическая. Секс подразумевается, но его не показывают. Мне кажется, что раз это мировая классика, то можно не ставить возрастных ограничений. Правда, в некоторых кинотеатрах ставится 16+, потому что в фильме можно прочитать и гомосексуальную тематику, и полигамию. В Тромсё показывали студентам колледжа, и они в напряжении просмотрели весь фильм.

Владимир Волков, российский контрабасист:

- С другой стороны, полигамию можно найти и в Винни-Пухе.

Объединяющий джаз

Владимир Волков, российский контрабасист:

Нам показалась интересной идея сотрудничества в Баренц-регионе. Такое творческое взаимодействие помогает зрителям лучше понять культуру друг друга. Чтобы качественно существовать, нам необходимо работать на поле мировой классики, на лучших примерах искусства друг друга – это интересно. Совместными усилиями мы можем создать что-то интересное, как для зрителя в России, так и в Норвегии. И каждый год это работает.

Как писали музыку

Андрей Кондаков, российский пианист и композитор:

- Так получилось, что мы все композиторы, мы все пишем музыку вне этого проекта. Улу Рокконес стал нашим музыкальным директором – ему пришлось сложнее всех. Зимой шел трудный процесс репетиций, мы репетировали каждый вечер почти неделю. Нам кажется, что удалось найти основные лейтмотивы, отражающие суть главных героев. Улу не спал ночами, собирал воедино все наши идеи и композиторские усилия. Притом, что у нас есть чёткие контуры и всё конкретно зафиксировано, мы оставляем долю джазовой свободы, поскольку мы джазовые музыканты.

Якоб Дженссон, норвежский барабанщик-виртуоз:

- Для сравнения: это всё равно, что симфонию написать за неделю. Здесь 70 минут непрерывного музыкального текста – и всё надо было сочинить за неделю.

Владимир Волков, российский контрабасист:

- Мы с Андреем чувствовали себя немного самоуверенно, нам казалось, что это русское кино и мы должны знать немного лучше эту сторону времени и культуры, музыки. Но мы были удивлены, когда увидели темы, которые написал Якоб и Ула: они очень оказались близки тому времени. Слышно, что они глубоко погрузились в ту эпоху, изучая Шостаковича и Прокофьева.

Ула Рокконес, норвежский музыкант, саксофонист:

- Есть несколько уровней: то, что человек видит на экране, эмоции и ощущения, а также уровень повествования и развития сюжета – всё это необходимо отразить в музыке.

Планы на будущее

Игорь Шайтанов, руководитель Международного кинофестиваля в Тромсе:

- Мы уже начали работать над новым проектом – над фильмом и музыкальным составом. Мы видим, что проект нравится публике, им начали интересоваться другие страны, поэтому хотели бы развивать этот формат. В идеале хотим добиться того, чтобы коллективы, которые создаются посредством проекта, начали сотрудничать самостоятельно. Мы делаем первый шаг, чтобы объединить музыкантов, а дальше у них есть абсолютная свобода для взаимодействия.

"