Posted 15 февраля 2017,, 16:37

Published 15 февраля 2017,, 16:37

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

«Евгений Онегин» - первый русский комикс

15 февраля 2017, 16:37
«Евгений Онегин» - первый русский комикс
Сюжет
Статьи

Как бы мы не ругали школьную программу по литературе, как бы не сетовали на то, что современным авторам уделяется непростительно мало внимания, произведения Пушкина, написанные два века назад, продолжаем читать и перечитывать с удовольствием. И никакой «христоматийный глянец» не в состоянии закрыть от читателя прелесть живого неповторимого языка поэта.

Недаром не одно поколение композиторов, художников, собратьев-поэтов сочиняли собственные произведения по мотивам пушкинских строк. Не пытаясь в печатном тексте передать звуки музыки, мы предлагаем вашему вниманию маленькую забавную экскурсию по иллюстрациям разных лет к роману «Евгений Онегин».

Самые первые иллюстрации к роману художника Нотбека появились в 1828 году в журнале «Невский альманах». Одна из картинок изображала Татьяну за письмом к Онегину. Дебелая девица с лицом коровницы сидит на стуле в кисейно-прозрачной рубашке и держит в руке кусок бумаги. Пушкину до такой степени не понравились иллюстрации, что на эту картинку он написал эпиграмму. Поэт не стеснялся в выражениях, поэтому могу привести лишь отрывок стихов:

Татьяна мнет в руке бумажку,

Зане - живот у ней болит.

Она ... поутру встала

При бледных месяца лучах

И на кусочки изорвала

Конечно, «Невский альманах».

В дореволюционной России большой популярностью пользовались наборы открыток с иллюстрациями к «Евгению Онегину» – этакая предтеча современных комиксов. На одной стороне открытки размещались черно-белые или цветные картинки, а на обороте - небольшая цитата из романа Пушкина, относящаяся к изображению. Художник Павел Соколов стал автором одного из первых циклов рисунков для открыток, за что современники называли его «творцом Татьяны». А 50 лет спустя, огромной популярностью пользовались открытки с акварелями Елены Самокиш-Судковской.

Позже, уже в советские годы, иллюстрировал роман в стихах и другой известный русский художник, ученик Брюсова, Николай Кузьмин. Интересно, что его работы напоминают рисунки самого Пушкина, оставленные поэтом на полях черновиков романа.

И, наверное, нельзя не сказать о еще одной художнице, обращавшейся к творчеству Пушкина в своих работах. Это – Надя (Надежда Николаевна) Рушева. Ее пушкиниану тоже считают очень сходной с рисунками самого Александра Сергеевича. Талант художницы проявился у Нади очень рано. В семилетнем возрасте она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» - за то время, пока отец читал ей эту сказку вслух. В двенадцать лет Надя получила свою первую выставку, организованную журналом «Юность», а в последующие пять лет состоялись персональные выставки в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Все обещало небывалый успех и славу, но… в возрасте 17 лет Надя Рушина скончалась в больнице из-за разрыва врожденной аневризмы сосуда головного мозга, так и оставшись для всех ее почитателей Надей.

Что же касается музыкальной пушкинианы, то у каждого петрозаводчанина есть возможность 25 февраля побывать на концерте в филармонии и послушать малоизвестного, но прекрасного «Евгения Онегина» Сергея Прокофьева. Музыка, написанная Сергеем Прокофьевым в1936 году для постановки Александра Таирова в Камерном театре, была запрещена по указанию Комитета по делам искусств. Партитуры пролежали «под сукном» долгие годы, и только на переломе XX и XXI веков «Евгений Онегин» Прокофьева зазвучал со сцен концертных залов России.

Не претендуя на лавры великого Таирова, филармония предлагает свою версию музыкального спектакля. В концерте-спектакле примут участие оркестр «Онего» под управлением Михаила Тоцкого, актеры Театра «Творческая мастерская» Виктория Федорова и Дмитрий Константинов, солистка филармонии Татьяна Азанова (сопрано) и солист Музыкального театра Игорь Макаров (баритон), женская вокальная группа «Айно» ансамбля «Кантеле».

"