Пробуди в себе человека

Пробуди в себе человека

Пробуди в себе человека

11 ноября 2015, 17:05
Культура
Евгения Лёгкая
Пробуди в себе человека

Что даёт нам силы, чтобы жить? Что движет теми или иными поступками человека? Так ли сильно мы способны любить, когда впереди целая жизнь, кажущаяся длинной и бесконечной? А если жить осталось всего ничего, даже не месяц? Тогда цена жизни возрастает в разы, тогда есть всего несколько дней, чтобы сделать то, чего ты ещё никогда не делал, понять что-то очень важное, совершить последний значительный поступок. Под силу ли это десятилетнему мальчику? Понять, смириться, преодолеть страх, избавиться от отчаяния, найти силы? Ещё как! Особенно, если рядом окажется любящий друг.

В ночь с 7 на 8 ноября петрозаводчане наблюдали за жизнью умирающего мальчика – в «Agriculture_club» в эту ночь давали «Оскара и Розовую даму» по пьесе современного французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта в постановке режиссёра Олега Липовецкого. Вместе с Оскаром мы прожили одиннадцать дней, сто десять лет и целую жизнь.

На сцене ни декораций, ни каких-либо предметов, ни пышных костюмов. Тишину в зале нарушают только громко тикающие часы, возвещающие об уходящих мгновениях. Артисты и зрители наедине. Так задумал режиссёр: ничто не должно отвлекать от важного разговора.

Олег Липовецкий, режиссёр спектакля «Оскар и Розовая Дама»: «ЭТО Спектакль о жизни и о смерти. Ибо одно без другого не бывает. Да и вообще жизнь и смерть – суть одного явления. Спектакль об отношении к этому явлению. Здесь очень важен вопрос веры. Не только в Бога. Веры как понятия. Веры как силы, создание которой подвластно не столько Богу, сколько человеку. Богу для рождения веры в человеке надо сотворить чудо. Человеку, чтобы пробудить в себе веру, прежде всего надо пробудить в себе Человека».

Десятилетний мальчик Оскар (актёр Национального театра Никита Анисимов) после неудачной операции умирает в больнице от лейкемии. Розовая Дама (актриса Национального театра Александра Анискина) или Бабушка Роза, как ее называет Оскар, — одна из больничных сиделок. Она советует мальчику начать писать письма Богу, рассказывая в них обо всем, что произошло с ним за день, о своих мыслях и мечтах и считать каждый прожитый им день за десять лет, тогда он успеет за несколько дней прожить полную жизнь. Так в 11 письмах Оскар рассказывает своей юности, первой любви, супружеской жизни, кризисе среднего возраста, старости и подготовке к смерти.

Для зрителей спектакль стал настоящим испытанием. Я думаю, немногие всерьёз задумывались о смерти, а ещё меньше тех, кто становился свидетелем последних дней жизни умирающего мальчика. Непросто было и артистам, особенно Никите Анисимову – Оскару, тому самому умирающему мальчику.

Никита Анисимов: «Роль далась непросто по двум причинам. Во-первых, эта роль вплотную подошла к барьерам моей собственной психики с самой ее незащищенной стороны, со стороны внутреннего ребенка. Преодолевать эти барьеры – это некоторого рода школа мудрости. Она требует уже совершенно других домашних заданий, начиная от объема материала, заканчивая тем, что приходится учиться играть по совершенно иным ладам собственного я. Во-вторых, это физкультура в буквальном смысле этого слова. Физически крепнешь от того, что ни разу не выходишь со сцены. Этого, так сказать, «испытания» я давно ждал. Умирающего мальчика я не играл, я даже близко не знаю, что это – осознать, что ты скоро умрешь, когда тебе только десять... Я просто попытался в этом спектакле подумать вместе с залом, поразмышлять, быть может, найти сочувствие к прерванной жизни, или, наоборот, испытать умиротворение... Насколько это у меня получилось – решать режиссеру и зрительному залу, каждому в отдельности, но я видел лица тех, кто были со мной все время на одной волне. Им отдельное спасибо, хотя я даже не знаю их имен».

«У меня есть шоколадки с орехами, Попкорн», – обращался к одному из зрителей Оскар. «Твои родители пришли», - показывала Бабушка Роза на людей в пятом ряду. Так зрители становились героями этой истории, то доктором Дюссельдорфом, то любимым другом Эйнштейном или Попкорном, то родителями или даже возлюбленной маленького мальчика. «На, послушай "Вальс снежинок". Это так красиво», - протягивал Оскар проигрыватель зрительнице с первого ряда.

Так, сидящие в зале, чувствовали себя причастными к судьбам героев этой истории, но каждый зритель, несомненно, думал и о своих близких.

Когда в конце спектакля Никита Анисимов ушёл со сцены, все поняли: настал тот самый момент… О смерти Оскара нам сообщила Бабушка Роза в письме к Богу.

Была ли вообще эта Бабушка Роза? Может, мальчик её придумал, как мы придумываем Бога, но это работает. Мы слышали все мольбы, просьбы, размышления и открытия мальчика в письмах к Богу, мы, зрители, как будто стали тем самым Богом, невидимым, но всемогущим. Может быть, этот приём был использован режиссёром неслучайно. Каждый из нас когда-то может стать для кого-нибудь тем самым верным и единственным спасителем.

Пока спектакль был единственный раз показан ночью в «Agriculture_club», но режиссёр спектакля уверен: просто необходимо, чтобы его увидели как можно больше людей.

Олег Липовецкий, режиссёр спектакля «Оскар и Розовая Дама»: «Я никогда не бываю доволен результатом своей работы, но я доволен реакцией зрителей, их пониманием того, что я вкладывал в решение спектакля, их погружением и принятием правил нашей игры. Я доволен отдачей и упорством артистов. Они прошли огромный нелёгкий путь. Спасибо им. В любом случае петрозаводчане получат возможность видеть этот спектакль. Мне бы хотелось, чтобы он шёл не в ночное время, так как этот спектакль можно и нужно смотреть вместе детям лет с десяти и взрослым. Есть надежда, что спектакль будет идти на сцене Национального театра. Я предложил директору Национального театра Карелии Ирине Шумской, которая видела спектакль и очень хорошо о нём отозвалась, рассмотреть возможность эксплуатации спектакля этим театром. Тем более, что в спектакле заняты артисты Национального театра, он готов и не требует никаких дополнительных вложений».

Часть средств от спектакля была переведена в Благотворительный фонд имени Арины Тубис, ведь этот спектакль поставлен Олегом Липовецким в память о ней.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter