«Этно Фьюжн Марафон» — современное звучание национальных инструментов

«Этно Фьюжн Марафон» — современное звучание национальных инструментов
«Этно Фьюжн Марафон» — современное звучание национальных инструментов
8 июля 2019, 12:28КультураФото: Карельская государственная филармония
То, что один из любимых артистов петрозаводчан, мультиинструменталист, дирижер оркестра «Онего», автор множества проектов Карельской филармонии Михаил Тоцкий, желанный гость не только в Карелии, но и за ее пределами, ни для кого уже давно не секрет.

Вот и под конец нынешнего сезона Михаил уезжал в подмосковный Клин — родину Петра Ильича Чайковского, чтобы принять участие в молодом, но очень престижном Пятом Международном фестивале искусств П. И. Чайковского.

Приглашение пришло от Андрея Долгова, петербургского музыканта, художественного руководителя и главного дирижера молодежного оркестра национальных инструментов «Терема» и продюсера Инги Кутянской, одного из немногих арт-менеджеров, способных реализовывать самые смелые идеи и преодолевать любые трудности, а ее проекты имеют неизменный успех и в России, и за ее пределами. Благодаря усилиям Инги Кутянской, нынешний фестиваль П. И. Чайковского в Клину, впервые представил публике выступление коллектива, играющего на национальных инструментах. И — ошеломляющий успех!

Видео:Карельская государственная филармония

Солистом именно этого концерта «Этно Фьюжн Марафон» стал наш Михаил Тоцкий, и мы попросили рассказать его о событии, как оно ему представляется «с той стороны рампы».

— В оркестре «Терема» много музыки, которую не исполняют большинство народных коллективов, кроме того, были сделаны аранжировки, которые, не стирая национальный колорит, показывают эту музыку ярко, сочно и очень современно. Приглашенные солисты настолько нетривиальны и интересны, что удалось действительно устроить этно-марафон, показать шотландскую, еврейскую, армянскую, русскую культуру и неоклассику — аранжировку произведений Астора Пьяццолла, Альфреда Шнитке…

— Вы исполняли любимого вами (а теперь и всеми петрозаводчанами) Астора Пьяццоллу?

— Да, я играл финал концерта для бандонеона с оркестром «Аконкагуа». Аконкагуа — это высочайшая вершина в аргентинских Андах. Так и сочинения Пьяццоллы — вершина музыки танго.

Здесь необходимо вклиниться в рассказ Михаила и не только перечислить солистов-виртуозов, но рассказать об уникальных инструментах, слышать и видеть которые довелось далеко не каждому. Итак, академические и джазовые музыканты экстра-класса: Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас), Екатерина Мочалова (домра), Варвара Котова (вокалистка, солистка ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» и ансамбля старинной музыки «Узорика»), Михаил Тоцкий (бандонеон, аккордина, баян), Илья Гиндин (клезмерский кларнет), Вардан Арутюнян (дудук), Павел Аэон (хэндпен). Если балалайка-контрабас и домра — инструменты знакомые, то их звучание, да и сами композиции, когда эти инструменты оказываются в руках Михаила Дзюдзе и Екатерины Мочаловой настолько молоды и неожиданны, что даже меломаны удивляются свежести звучания. Кстати, оба солиста с огромным успехом выступали на сцене Карельской филармонии.

Бандонеон для карельской публики, благодаря танго-программам Михаила Тоцкого, перестал быть экзотикой. И все же несколько слов о нем. Это такая ручная гармоника, родиной которой является Германия, и поначалу бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в кирхах. В конце XIX века массовая миграция немцев в Латинскую Америку привела к тому, что инструмент вошел в состав танго-оркестров Аргентины. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то свое пронзительно-щемящее звучание, а единственный памятник танго, находящийся в Буэнос-Айресе представляет из себя развернутый в виде винтовой лестницы бандонеон.

Чтобы понять, что такое клезмерский кларнет, необходимо знать, что клезмер — это не только традиционная народная музыка восточноевропейских евреев, но и особенный стиль ее исполнения. Интересно, что изначально клезмерская музыка исполнялась на свадебных торжествах. Стоит ли говорить о том, что Илья Гиндин покорял публику именно древнееврейской и бессарабской музыкой.

Вардан Арутюнян и дудук, по словам Михаила Тоцкого, были созданы друг для друга, настолько эти человек и инструмент пропитаны армянской национальной культурой. Сам же дудук — это деревянный духовой музыкальный инструмент с девятью отверстиями и двойной тростью. Звучание дудука настолько уникально и красиво, что сам инструмент признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а в Армении он также известен как «циранапох», что дословно может быть переведено как «душа абрикосового дерева».

И, наконец, набирающий все большую популярность хэндпен и мастер-перкуссионист Павел Аэон. Хэндпен часто называют летающей тарелкой, и есть за что. Этот ударный инструмент состоит из двух соединенных между собой металлических полусфер. Верхняя сторона называется DING, а нижняя — GU. На стороне DING расположен тональный круг из 7-8 тональных областей, а на стороне GU — резонаторное отверстие. Павел Аэон играл на своем хэндпене и кончиками пальцев, и большими пальцами, и основанием кисти, расположив «летающую тарелку-черепашку» на коленях.

Теперь, имея представление обо всем этом этническом великолепии, вернемся к рассказу Михаила Тоцкого о фестивале в Клину.

— Публика, любители и профессионалы, была в восторге. Каждого солиста вызывали на бис. Что касается артистов самого оркестра «Терема», то это очень молодые высокопрофессиональные музыканты, работающие в коллективе «не за страх, а за совесть». Они все находятся на положении волонтеров — в оркестре нет постоянной зарплаты, только гонорары, но все хотят сделать исполнительское искусство лучше, ярче. «Терема» — это современный язык, ритмы, даже движения: оркестр интересно не только слушать, но и смотреть. То, что они делают, действительно world music, и каждый оркестрант — солист. Артисты привели в восторг не только публику, но и меня: талант и молодость артистов подкупают.

— Зная вашу азартность в создании и реализации красивейших новых проектов и программ, не родилось ли новой задумки после концерта «Этно Фьюжн Марафон» в Клину?

— Хочется сделать у нас, в Карелии фестиваль под брендом «Национальная коллекция». Сегодня под этим названием существует Международный конкурс-фестиваль ансамблей и композиторов, авторами и организаторами которого являются Инга Кутянская и Михаил Дзюдзе. Проект «Национальная коллекция» связан с народной музыкой, этно-музыкой и этно-фьюжн. Хочется, чтобы та уникальная база, которая есть в Карелии, получила развитие. Это, действительно, world music. Лозунг Инги Кутянской «вперед в прошлое!» концентрирует идею проекта: древние народные мелодии аранжируются, получая современное яркое звучание и новую жизнь. Конечно, для исполнения таких сочинений нужны высокопрофессиональные артисты, но они-то как раз в Карелии есть.

Беседу вела Марина Трубина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter