Мариус Стравинский: «У кого-то лучше жена, у кого-то - оркестр»

Мариус Стравинский: «У кого-то лучше жена, у кого-то - оркестр»

Мариус Стравинский: «У кого-то лучше жена, у кого-то - оркестр»

7 марта 2014, 18:25
Культура
Мариус Стравинский: «У кого-то лучше жена, у кого-то - оркестр»

Мариус Стравинский почти не бывает в России, редкие концерты проходят в Москве и Санкт-Петербурге, потому что вот уже несколько лет маэстро живёт и работает в Лондоне. И только один небольшой провинциальный город всегда останется для него родным. В Петрозаводск маэстро всегда приезжает с особыми чувствами, здесь он не только 5 лет руководил своим первым Симфоническим оркестром, но и нашёл новых друзей.

В этот раз Мариус приехал всего на пять дней:

- Чтобы отрепетировать и провести концерт этого времени более чем достаточно, но, чтобы встретиться с друзьями, сходить в полюбившиеся клубы и прогуляться по набережной – не так уж и много, – с сожалением поделился с нами маэстро после интервью. К счастью, нам Мариус всё же сумел уделить полчаса и ответил на несколько вопросов.

Почему Мариус Стравинский хотел бы жить в Нью-Йорке, какие книги читает маэстро и близка ли ему русская душа читайте в интервью.

- Мариус, вы вновь в Петрозаводске, с каким настроением приезжаете в город, где руководили своим первым оркестром?

- Всегда с радостью. Я люблю Петрозаводск, был здесь пять лет не потому, что это красивое место в России, а – из-за людей, атмосферы, которая создаётся во время нашей работы. Если честно, я здесь ради оркестра. Мне очень нравится работать с этими музыкантами, у нас бывает интересный контакт, мы вместе создаем хорошую музыку.

- Скучаете ли по нашему оркестру?

- Оркестр оставил большую печать в моей жизни. Я провел здесь пять лет, это были очень важные годы, мои ранние годы как дирижера. Естественно, это оставило отпечаток. Я очень уважаю и люблю этот оркестр.

- И наверняка, для концерта в Петрозаводске была подобрана какая-то особенная программа?

- Мы сыграли «Вознесение «Мессиана… моя мечта была – показать его этому городу и оркестру. Я верю в то, что мы должны играть музыку, которая будет делать нас лучше.

- Чем оно Вас привлекает?

- Мне кажется, сейчас очень правильное время для того, чтобы играть Мессиана – сейчас Пост, время перед Пасхой. Те четыре картины, которые написал Мессиан, заставляют нас посмотреть вглубь себя. Очень хорошо, что мы сыграли этот концерт именно сейчас, до Пасхи. Я надеялся на то, чтобы люди, которые слушают эту музыку, смогли во время разных частей не только наслаждаться звуками, но и почувствовать себя ближе к Богу.

- В связи с этим возникает, может быть, очень личный вопрос, но всё же – как Вы относитесь к Богу? Верите в Высшую сущность?

- Бог для всех разный. Не могу сказать, что есть что-то Высокое, что нами руководит. Но я верю в то, что мы все в этом мире чем-то связаны. Это можно достичь своим трудом, через свое внутреннее пространство, внутреннюю культуру. Не знаю, может, для некоторых это и есть – Бог… Что для меня Бог я говорить не буду, это слишком личное.

- Вам важно, в каких залах вы выступаете?

- Я очень люблю современную архитектуру, но звук – самое главное для музыканта, особенно для дирижера. Мы ищем то, что слышим внутри себя, и зал – один из самых главных вариантов для этого. Конечно, очень бы хотел выступить в «Musikverein» в Вене, в зале Берлинской филармонии… По всей Европе есть очень интересные залы, особенно на севере.

- Ходите ли вы на концертные залы как слушатель? Порой многие музыканты не посещают концертов…

- Я считаю, нужно ходить на концерты, хорошие, интересные. Как люди обычно выбирают концерты? Нравится или программа, или исполнитель, или весь концерт. Так и я: если вижу интересный концерт, то непременно пойду. Последний концерт, на котором я был - Барбикан, Лондонский симфонический оркестр, Гергиев и «Фантастическая симфония» Берлиоза.

- В Петрозаводск вы приехали на несколько дней и каждый день репетировали?

- Да, здесь репетировали 4 дня, хотя для лондонского оркестра – это большая роскошь. Музыканты в Лондоне играют после половины репетиции, так, как не могут играть большинство оркестров мира. Это проблема Лондона: у нас мало денег и много оркестров. Каждая репетиция стоит денег. За последние сорок-пятьдесят лет лондонские оркестры привыкли готовиться к концертам за одну-две репетиции. Музыканты – профессионалы, очень быстрые, с листа читают почти все, сложную программу с разными дирижерами с разными солистами могут подготовить за два дня.

- Здесь, по отзывам, концерт прошёл на высоком уровне. Но с Лондонскими оркестрами, конечно, не сравниваете..

- Сравнения – очень гибельная вещь, неправильная для человека. Мне кажется, они всегда приводят к беде. Люди всегда стремятся к лучшему, это в нашей натуре, но сравнения – это другое. У кого-то лучше жена, у кого-то лучше оркестр... Мы играли очень хорошо, и я стараюсь ни с чем не сравнивать.

- Мариус, о музыке вы можете говорить долго и с любовью, а есть ли увлечения помимо музыки?

- Я много читаю. Очень люблю встречи с друзьями. Стараюсь заниматься спортом: играю в большой теннис. Но, к сожалению, так мало времени на все…

- Что любите читать? Читаете ли русскую литературу?

- Русскую литературу люблю. Много читал Достоевского, Тургенева, Толстого. Один из любимых авторов – Набоков, хотя он, наверное, больше американский писатель… Сейчас читаю – «Женщину французского лейтенанта» Джона Фаулза.

- Вам близка русская душа?

- Русские – самые лучшие, но мир, мне кажется, уже становится меньше, черты русской души стираются. Мы все становимся более похожими.

- У Вас есть ощущение Лондона как родного города? Меняется ли с годами отношение к Лондону?

- Лондон так сильно изменился за последние двенадцать лет, это как новый город для меня. Он всегда меняется, с разными поколениями с разными десятками лет. Это другой Лондон по сравнению с тем, что было и что будет. Лондон – очень оригинальное место. Столько разных людей там живет, и каждый привносит туда что-то свое.

- Есть желание жить в каком-нибудь другом городе? Куда хочется постоянно возвращаться?

- Я хочу жить в Вене или Мюнхене, на юге Германии, в центре Европы, это огонь культуры. Хочу когда-нибудь жить в Париже, очень хочу жить в Нью-Йорке. В каком-нибудь скандинавском городе, например, в Стокгольме или Осло… Не люблю себя ограничивать местами, кстати, самый мой любимый город – это Токио, был там пару раз и обожаю это место. Оно загадочное и волшебное, именно там ты чувствуешь, что попал на другой конец света. Глобализация уже поменяла наш мир за последние пятьдесят лет, а Япония еще осталась маленькой загадкой.

- Мариус, а есть ли у вас мечта?

- Я очень хочу когда-нибудь создать свой оркестр, но пока не работаю в этом направлении.

Беседовала Евгения Лёгкая

Фото Анны Чоботовой

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter