Кадровый дефицит потихоньку «душит» все рабочие сферы России. Работодатели делятся: работа есть — работать некому. Почему в стране и, в частности, в Карелии появился кадровый голод, в чем он проявляется и как можно решить проблему — попытались разобраться.
Ситуация на рынке труда России сегодня неутешительна, считают специалисты. Как отмечает глава Комитета по развитию национального рынка труда и мониторингу миграционных процессов «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Нуждин, к 2030 году в стране не будет хватать 2,4 млн человек.
Дальше ситуация будет только усугубляться:
«В начале 2024 года на нехватку сотрудников сетовали порядка 80% работодателей, в 2025 году дефицит кадров охватит уже 95% предприятий», — отмечает Сергей Нуждин.
Уровень безработицы сейчас достиг рекордно низких показателей — всего 1,2% по России, отмечает руководитель направления корпоративных исследований AXES Management Артем Зацепин.
Выходит, работа есть — работать некому.
Как отметили собеседники редакции, дефицит кадров сейчас наблюдается во всех сферах: промышленности, логистике, IT-технологиях, строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и ряде других. Причем проблема затрагивает как частные, так и государственные структуры.
Так, например, в сфере логистики особенно остро ощущается нехватка водителей большегрузов (категории CE), складского персонала всех уровней, прежде всего, линейного — водителей погрузчиков, приёмосдатчиков, грузчиков и т. д., отмечает директор по персоналу ООО «Байкал-Сервис ТК» Татьяна Козлова.
«Из-за специфики деятельности, например, грузчиков, идет так называемая „денежная гонка“. То есть сотруднику на такой должности легче проститься с текущим местом работы и перейти на место с более выгодным предложением», — отметила специалист.
Опрошенные эксперты сошлись во мнении: есть несколько причин кадрового голода в России.
Кроме того, отмечают собеседники, есть проблема и в сфере подготовки будущих кадров. В сфере IT, например, высшее образование сегодня ориентируется на приобретение практических навыков, однако на деле по окончании вузов потенциальные сотрудники имеют хорошую теоретическую базу, но отсутствие опыта работы, отмечает Юлия Полякова, директор департамента по работе с персоналом BIA Technologies.
По информации Управления труда и занятости Карелии, в республике проблема с дефицитом кадров в первую очередь затрагивает сферы технологического сектора, промышленности и производства ОПК: развивается промышленность, увеличивается импортозамещение, расширяется госзаказ, а квалифицированных работников мало.
В сфере бюджетных учреждений в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания, управления кадров также патово не хватает: нагрузка на имеющихся специалистов растет, что приводит к выгоранию работников и их уходу из профессии. С такими же проблемами сталкивается строительная отрасль, сельское хозяйство.
Специалисты ведомства отмечают: с начала года в органы службы занятости населения республики обратились 1400 работодателей — сотрудники требовались в течение года почти на 28 тысяч вакансий. Трудоустроить удалось только 4,9 тысячи человек. На 1 ноября в базе вакансий почти 6 тысяч предложений, из которых половина — на рабочие профессии. Больше всего вакансий приходится на Петрозаводск — 38,1%. Остальной процент распределен по городам Карелии.
На платформах по поиску работы и подбору персонала в октябре работодатели региона выложили 10,8 тысяч вакансий, при этом резюме опубликовали только 586 соискателей, отметила генеральный директор сервиса по поиску работы GdeRabota.ru Екатерина Агаева.
Эксперт отметила: если в I квартале 2024 года уровень безработицы в России зафиксирован на историческом минимуме — 2,7%, по данным Росстата, то в Карелии этот показатель еще ниже — 0,7%, а количество нетрудоустроенных граждан в республике за три месяца сократилось с 4,1 тысячи до 2,9 тысяч человек.
С кадровым дефицитом столкнулась и крупная карельская компания по предоставлению услуг связи. Нам удалось пообщаться с руководителем одного из отделов Андреем (имя изменено — прим. ред.).
Он отметил две тенденции на рынке труда Карелии. Во-первых, большую роль играет отток молодого трудоспособного населения из малых городов, а также конкуренция с крупным бизнесом в моногородах:
«Компании готовы выставлять огромные зарплаты, обучать на месте, лишь бы хоть кто-то приезжал работать», — отметил собеседник.
Во-вторых, привлечь сотрудников на вакансии в частный бизнес можно развитием бренда: если качество услуг компании себя зарекомендовали, то соискатели охотнее трудоустраиваются.
Андрей также отметил неочевидную проблему для бизнеса: нередко работодатели стали сталкиваться с «терроризмом сотрудников». Работники выставляют свои условия труда, шантажируя руководство увольнением. В таких условиях работодатель вынужден идти на невыгодные для себя решения, только для сохранения численности штата.
Для решения проблемы здесь и сейчас грамотно подходить к вопросу должны как государство, так и бизнес.
Так, например, в 2025 году стартует нацпроект «Кадры», который должен решать вопросы закрытия вакансий комплексно: устраивать на работу выпускников, переобучать уже работающих россиян, сокращать травматизацию на производствах и привлекать молодежь в предпринимательство.
Собеседники редакции отметили необходимость в установлении более привлекательных условий труда: корпоративные бонусы, улучшение системы поощрений, удобный сотруднику график работы. Широко распространена система «приведи друга» за участие в которой предусмотрено вознаграждение. Словом, материальная и нематериальная система мотивации подстегивает сотрудников к качественной работе.
Еще одним возможным решением может стать спорный пункт: привлечение мигрантов.
«В некоторых отраслях возможным решением может быть привлечение иностранных рабочих. Компании должны создавать привлекательные условия труда для мигрантов, чтобы компенсировать отток рабочей силы и снизить нагрузку на отечественные кадры», — отмечает Артем Зацепин.
Однако с такой позицией не согласны другие собеседники. Так, Собеседник из компании по предоставлению связи Андрей отмечает: в привлечении иностранных специалистов есть ряд минусов, которые сейчас активно обсуждаются на разных уровнях в России.
Среди возможных решений на более дальнюю перспективу собеседники редакции назвали следующие:
Наконец, главное решение проблемы — ожидание, когда подрастет новое поколение работников. Но это будет примерно через 5-10 лет.