В 2023 году в России началась образовательная реформа, суть которой в отказе от двухуровневого образования (бакалавриата и магистратуры) и замена их другими формами. Пока это пилотный проект, и в нем участвует всего шесть университетов.
В новой системе устанавливается базовое и специализированное высшее образование (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка), а также профессиональное — аспирантура. Сроки обучения зависят от уровня: в базовом высшем — от четырех до шести лет, в магистратуре — от одного до трех лет.
Модернизация образования в России — постоянный процесс, считает Никита Аргылов, доцент в НИУ ВШЭ. По его словам, необходимость модернизировать высшую школу и профессиональное образование понятна — это делается, чтобы улучшить подготовку специалистов под запросы экономики и обеспечить соответствие образования «современным требованиям».
«В условиях быстроменяющегося мира, в условиях беспрецедентных санкций России приходится развиваться и закладывать собственные идеи в воспроизводство кадров для экономики», — прокомментировал эксперт.
Одной из важнейших причин реформы, как подчеркивает Дмитрий Морковкин, доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ, является глобальное изменение подхода к профессиональной подготовке кадров. По его словам, система «бакалавр-магистр» была нацелена на отток квалифицированных кадров из страны — мол, даже инициаторы этой системы в России открыто заявляли, что она вводится, чтобы российским студентам было легче поступать в зарубежные вузы для продолжения обучения. Сегодня ситуация изменилась.
«Ведущие страны мира вступили на путь протекционизма и секьюритизации своей промышленно-технологической базы. А система высшего профессионального образования является неотьемлемой частью этой базы. Например, в США осознали свое технологическое отставание от Китая и нехватка инженерно-технических кадров является острым препятствием на пути реиндустриализации. Для России это тоже проблема. Эпоха подготовки четырехлетних „бакалавров металлургии“ и „бакалавров электротехники“ нанесла огромный вред реальному сектору экономики», — прокомментировал эксперт.
Более того, по словам Морковкина, бакалавриат подразумевал отказ от глубокой специализации и профессионализации выпускника. Вместо глубоких основ будущей профессии бакалавр должен был владеть широкими «компетенциями», требовавшими гораздо более продолжительной «доводки» до настоящей профессии.
Одним из главных плюсов реформы многие эксперты считают акцент на практику, а не теорию, как это было раньше. Российские вузы будут активнее сотрудничать с предприятиями, организациями и госучреждениями, чтобы обеспечить студентам доступ к профессиональной практике и реальным проектам, считает Светлана Янкелевич, проректор по учебно-воспитательной работе и молодежной политике Сибирского госуниверситета геосистем и технологий.
«Это даст возможность студентам развивать практические навыки, что увеличит их шансы на трудоустройство после окончания учебы», — поделилась эксперт.
Также реформа направлена на создание «гибкой» системы обучения. Ирина Орлова, основатель и руководитель онлайн-школы UniversItalia, считает, что внедрение более гибких образовательных программ позволит студентам лучше подготовиться к современным требованиям рынка труда.
«Кроме того, реформа направлена на усиление связей между вузами и работодателями. Это должно привести к улучшению взаимодействия между учебными заведениями и рынком труда», — добавила эксперт.
Выход России из Болонской системы связывают с попытками вернуть автономию в образовательной системе и сделать её более ориентированной на национальные интересы. Однако потеря международных образовательных стандартов несёт с собой как плюсы, так и минусы. В связи с тем, что Россия больше не обязана следовать Болонской системе, может осложниться интеграция российских студентов в международное образовательное пространство, считает Ирина Орлова.
Еще одним недостатком может стать путаница среди абитуриентов и их родителей из-за новой структуры образования. Кроме того, есть вероятность «перегрузки» студентов практическими задачами во время учебы, что увеличит нагрузку на них.
«В долгосрочной перспективе, если реформу грамотно реализовать, все эти риски можно минимизировать. Главное — обеспечить качественное информирование абитуриентов и студентов, а также правильно модернизировать учебные программы», — поделилась Орлова.
Будущим абитуриентам предстоит адаптироваться к новым условиям. Возможно, изменятся вступительные экзамены, а также структура образовательных программ.
«Придётся учитывать новые требования при выборе вуза и специальности. Для студентов, которые в настоящий момент уже проходят обучение, реформа может означать корректировку образовательных планов. Однако в долгосрочной перспективе эти изменения пойдут на пользу — студенты получат образование, которое будет лучше соответствовать требованиям современного мира», — заключила эксперт.
***
Эксперты уверены: реформа высшего образования в России является необходимым шагом для подготовки кадров, соответствующих современным требованиям экономики. Улучшение связи между университетами и работодателями, акцент на практическую подготовку и гибкость учебных программ — все это ключевые аспекты новой образовательной системы, которые должны помочь России выйти на новый уровень подготовки специалистов. Однако успешность реформы будет зависеть от того, насколько грамотно она будет реализована.