Редакция КарелИнформа провела опрос, в котором приняли участие почти 800 человек, и узнала, что многие жители республики (76% респондентов) заметили сильный рост цен на поездки в такси в Петрозаводске с лета. Еще 18% участников опроса отметили, что стоимость выросла, но незначительно. Оставшиеся 6% респондентов сообщили, что цены на такси с лета не изменились.
Второй опрос, в котором приняли участие почти 1200 человек, показал: многие жители Карелии уверены, что цены на такси в карельской столице сильно завышены. Об этом заявили 82% респондентов.
«В выходные из Соломенного Яндекс такси предлагал на Древлянку вечером по пустой дороге без пробок доехать за 600-700 рублей. За 10 км поездки так себе цена», — рассказала петрозаводчанка Анастасия.
Некоторые горожане сравнили цены на такси в Петрозаводске со стоимостью поездок в Санкт-Петербурге:
«В Питере цена на Комфорт плюс точно такая же, как цена тут на эконом (грязная машина, дверь не открывается). Комфорт тут в городе редко приезжает нормальный… Про час пик отдельная история… 40 мин в Питере 500р, пробка, 40 мин в Петрозаводске 700р», - рассказал один из респондентов.
Остальные участники опроса (18%) посчитали, что стоимость поездок является адекватной и вполне доступной.
Рост цен на услуги такси обусловлен несколькими факторами, рассказал нашему изданию Евгений Черных, генеральный директор компании Exodrive. Ключевыми, по словам эксперта, являются высокая ставка лизинга, увеличение стоимости топлива, а также расходы на обслуживание и содержание автопарка.
«Эти факторы оказывают влияние на экономику отрасли и, соответственно, на конечную стоимость каждой поездки для пассажиров», — пояснил специалист.
Среди других причин роста стоимости поездок в такси — нуждаемость в замене автопарка и подорожание автомобилей, увеличение размера утилизационного сбора в России, и нехватка водителей в таксопарках, добавил руководитель направления партнерских программ компании «Передовые Платежные Решения» по продуктам «Такси» и «Каршеринг» Алексей Карев.
Обычно стоимость поездки формируется на основе нескольких переменных: количество машин на линии, расстояние и продолжительность поездки, тарифный план (эконом-класс, комфорт, бизнес), погодные условия и загруженность дорог, а также дополнительные услуги, пояснил Евгений Черных.
Эксперты прогнозируют и дальнейший рост цен на поездки в такси — такая ситуация ожидается в целом по стране, в том числе и в Карелии.
«Это уже стабильная история, когда цены на такси растут от месяца к месяцу, мы видим на своем портфеле рост каждый месяц по 2,5% и более. На текущий момент нет ни одного фактора для снижения цен, а с ростом ставки рефинансирования и даже никаких прогнозов невозможно строить», — прокомментировал Алексей Карев.
При этом другой эксперт — Евгений Черных — считает, что темпы роста цен могут снизиться по мере снижения ставки лизинга, успешного поиска и внедрения способов сокращения расходов парков на страхование, ремонт и увеличения сроков эксплуатации автомобилей в лизинге.
«Сегодня на рынке такси мы видим тенденцию к активному использованию технологий, направленных на автоматизацию бизнес-процессов и сокращению затрат на содержание парков. Многие крупные таксопарки уже применяют решения телеметрии и искусственного интеллекта, что позволяет им сократить издержки», — добавил специалист.
Главный агрегатор основной причиной подорожания поездок в такси называет нехватку кадров. Еще в сентябре на Восточном экономическом форуме директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков сообщил, что стоимость поездок повысится из-за дефицита водителей. По оценкам специалиста, нехватка кадров в такси к концу года вырастет до 130 000 человек.
По словам Петракова, дефицит кадров приведет к росту цен на такси в особенности в конце года и в часы пик: «Цены будут расти, будут отличаться год к году на десятки процентов. Если эту проблему не решать — она не решится».
А недавно «Яндекс» заявил, что с 25 октября повысит цены на такси в Москве. Причина та же — нехватка водителей. При этом произошло ли такое же повышение цен в регионах — агрегатор не уточнил.
Петраков объяснил дефицит кадров ужесточением миграционной политики и регулирования деятельности такси, в связи с чем водители переходят в другие сферы, где при схожем заработке меньше требований и расходов.
Какие изменения произошли в регулировании деятельности такси? Дело в том, что с 1 сентября этого года вступили в силу поправки ФЗ о такси, которые обязывают таксистов приобретать не только страховой полис ОСАГО, но и полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Это страхование за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, за исключением метро.
Страховку выплачивают, если нанесен ущерб жизни, здоровью или имуществу пассажира такси. Пострадавшие получат выплату даже если в ДТП виноват водитель другого автомобиля. Законом определена и сумма возмещения: вред жизни — не менее 2 025 000 рублей; вред здоровью — до 2 000 000 рублей; вред имуществу — от 23 000 рублей. Максимальная сумма компенсации по ОСАГО за ущерб жизни и здоровью составляет 500 тысяч рублей.
Ранее такой полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика был обязательным для общественного транспорта, но таксисты оставались вне действия этого закона.
Поправки в законе предусматривают еще несколько важных моментов. Теперь таксисту необходимо получать разрешение от региональных властей на работу в качестве перевозчика. И при наличии этого документа уже возможно приобрести полюс ОСГОП. При отсутствии страховки водителя могут исключить из реестра перевозчиков. Наличие полиса будет контролировать ГИБДД.
Для решения проблемы с нехваткой водителей и, как следствие, повышением цен, «Яндекс Такси» обсуждает с регуляторами экспериментальный правовой режим, который позволит оцифровать и упростить часть требований, рассказал Петраков. О разработке такого режима уже сообщили Минэкономразвития и Минтранс.
В рамках эксперимента будут проходить апробацию новации и технические решения — в том числе, как ожидается, тестирование сервиса доверенного цифрового контура для обмена транспортными документами, а также онлайн-урегулирования споров и убытков в рамках ОСАГО, рассказали в Минэкономразвития. Набор технологий пока прорабатывается с ключевыми компаниями транспортной отрасли, после чего все предложения будут согласованы с профильным Минэкономразвития и вынесены на общественное обсуждение.
Считается, что ЭПР позволит перенести часть формальных процедур в онлайн, что ускорило бы проверки водителей. Также изменения помогут снизить затраты таксистов и перевозчиков. Возможно, такой режим действительно позволит решить проблему нехватки кадров?
***
Ситуация с ростом цен на такси обусловлена сразу несколькими факторами, среди которых нехватка водителей, рост затрат на лизинг и обслуживание автомобилей, а также ужесточение требований к таксистам. Очевидно, что проблема требует комплексного подхода к решению, включающего улучшение условий работы для водителей и снижение затрат для перевозчиков. Справится ли с этим экспериментальный правовой режим, покажет время. До тех пор снижение цен на такси мы вряд ли увидим.