Posted 9 ноября, 17:00

Published 9 ноября, 17:00

Modified 9 ноября, 17:00

Updated 9 ноября, 17:00

Водителей нет, а цены будут расти: что происходит с такси в Петрозаводске?

Водителей нет, а цены будут расти: что происходит с такси в Петрозаводске?

9 ноября 2024, 17:00
Фото: 1MI.
Недавно представители компании «Яндекс Такси» заявили, что стоимость поездок станет выше из-за нехватки водителей. Рассказываем, что с ценами в Петрозаводске, продолжат ли они расти в дальнейшем и как этого избежать?

Цены в Петрозаводске уже поднялись?

Редакция КарелИнформа провела опрос, в котором приняли участие почти 800 человек, и узнала, что многие жители республики (76% респондентов) заметили сильный рост цен на поездки в такси в Петрозаводске с лета. Еще 18% участников опроса отметили, что стоимость выросла, но незначительно. Оставшиеся 6% респондентов сообщили, что цены на такси с лета не изменились.

Второй опрос, в котором приняли участие почти 1200 человек, показал: многие жители Карелии уверены, что цены на такси в карельской столице сильно завышены. Об этом заявили 82% респондентов.

«В выходные из Соломенного Яндекс такси предлагал на Древлянку вечером по пустой дороге без пробок доехать за 600-700 рублей. За 10 км поездки так себе цена», — рассказала петрозаводчанка Анастасия.

Некоторые горожане сравнили цены на такси в Петрозаводске со стоимостью поездок в Санкт-Петербурге:

«В Питере цена на Комфорт плюс точно такая же, как цена тут на эконом (грязная машина, дверь не открывается). Комфорт тут в городе редко приезжает нормальный… Про час пик отдельная история… 40 мин в Питере 500р, пробка, 40 мин в Петрозаводске 700р», - рассказал один из респондентов.

Остальные участники опроса (18%) посчитали, что стоимость поездок является адекватной и вполне доступной.

Почему растут цены?

Рост цен на услуги такси обусловлен несколькими факторами, рассказал нашему изданию Евгений Черных, генеральный директор компании Exodrive. Ключевыми, по словам эксперта, являются высокая ставка лизинга, увеличение стоимости топлива, а также расходы на обслуживание и содержание автопарка.

«Эти факторы оказывают влияние на экономику отрасли и, соответственно, на конечную стоимость каждой поездки для пассажиров», — пояснил специалист.

Среди других причин роста стоимости поездок в такси — нуждаемость в замене автопарка и подорожание автомобилей, увеличение размера утилизационного сбора в России, и нехватка водителей в таксопарках, добавил руководитель направления партнерских программ компании «Передовые Платежные Решения» по продуктам «Такси» и «Каршеринг» Алексей Карев.

Обычно стоимость поездки формируется на основе нескольких переменных: количество машин на линии, расстояние и продолжительность поездки, тарифный план (эконом-класс, комфорт, бизнес), погодные условия и загруженность дорог, а также дополнительные услуги, пояснил Евгений Черных.

Цены продолжат расти?

Эксперты прогнозируют и дальнейший рост цен на поездки в такси — такая ситуация ожидается в целом по стране, в том числе и в Карелии.

«Это уже стабильная история, когда цены на такси растут от месяца к месяцу, мы видим на своем портфеле рост каждый месяц по 2,5% и более. На текущий момент нет ни одного фактора для снижения цен, а с ростом ставки рефинансирования и даже никаких прогнозов невозможно строить», — прокомментировал Алексей Карев.

При этом другой эксперт — Евгений Черных — считает, что темпы роста цен могут снизиться по мере снижения ставки лизинга, успешного поиска и внедрения способов сокращения расходов парков на страхование, ремонт и увеличения сроков эксплуатации автомобилей в лизинге.

«Сегодня на рынке такси мы видим тенденцию к активному использованию технологий, направленных на автоматизацию бизнес-процессов и сокращению затрат на содержание парков. Многие крупные таксопарки уже применяют решения телеметрии и искусственного интеллекта, что позволяет им сократить издержки», — добавил специалист.

Дефицит кадров?

Главный агрегатор основной причиной подорожания поездок в такси называет нехватку кадров. Еще в сентябре на Восточном экономическом форуме директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков сообщил, что стоимость поездок повысится из-за дефицита водителей. По оценкам специалиста, нехватка кадров в такси к концу года вырастет до 130 000 человек.

По словам Петракова, дефицит кадров приведет к росту цен на такси в особенности в конце года и в часы пик: «Цены будут расти, будут отличаться год к году на десятки процентов. Если эту проблему не решать — она не решится».

А недавно «Яндекс» заявил, что с 25 октября повысит цены на такси в Москве. Причина та же — нехватка водителей. При этом произошло ли такое же повышение цен в регионах — агрегатор не уточнил.

Новая реальность для такси

Петраков объяснил дефицит кадров ужесточением миграционной политики и регулирования деятельности такси, в связи с чем водители переходят в другие сферы, где при схожем заработке меньше требований и расходов.

Какие изменения произошли в регулировании деятельности такси? Дело в том, что с 1 сентября этого года вступили в силу поправки ФЗ о такси, которые обязывают таксистов приобретать не только страховой полис ОСАГО, но и полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Это страхование за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, за исключением метро.

Страховку выплачивают, если нанесен ущерб жизни, здоровью или имуществу пассажира такси. Пострадавшие получат выплату даже если в ДТП виноват водитель другого автомобиля. Законом определена и сумма возмещения: вред жизни — не менее 2 025 000 рублей; вред здоровью — до 2 000 000 рублей; вред имуществу — от 23 000 рублей. Максимальная сумма компенсации по ОСАГО за ущерб жизни и здоровью составляет 500 тысяч рублей.

Ранее такой полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика был обязательным для общественного транспорта, но таксисты оставались вне действия этого закона.

Поправки в законе предусматривают еще несколько важных моментов. Теперь таксисту необходимо получать разрешение от региональных властей на работу в качестве перевозчика. И при наличии этого документа уже возможно приобрести полюс ОСГОП. При отсутствии страховки водителя могут исключить из реестра перевозчиков. Наличие полиса будет контролировать ГИБДД.

Путь решения?

Для решения проблемы с нехваткой водителей и, как следствие, повышением цен, «Яндекс Такси» обсуждает с регуляторами экспериментальный правовой режим, который позволит оцифровать и упростить часть требований, рассказал Петраков. О разработке такого режима уже сообщили Минэкономразвития и Минтранс.

В рамках эксперимента будут проходить апробацию новации и технические решения — в том числе, как ожидается, тестирование сервиса доверенного цифрового контура для обмена транспортными документами, а также онлайн-урегулирования споров и убытков в рамках ОСАГО, рассказали в Минэкономразвития. Набор технологий пока прорабатывается с ключевыми компаниями транспортной отрасли, после чего все предложения будут согласованы с профильным Минэкономразвития и вынесены на общественное обсуждение.

Считается, что ЭПР позволит перенести часть формальных процедур в онлайн, что ускорило бы проверки водителей. Также изменения помогут снизить затраты таксистов и перевозчиков. Возможно, такой режим действительно позволит решить проблему нехватки кадров?

***

Ситуация с ростом цен на такси обусловлена сразу несколькими факторами, среди которых нехватка водителей, рост затрат на лизинг и обслуживание автомобилей, а также ужесточение требований к таксистам. Очевидно, что проблема требует комплексного подхода к решению, включающего улучшение условий работы для водителей и снижение затрат для перевозчиков. Справится ли с этим экспериментальный правовой режим, покажет время. До тех пор снижение цен на такси мы вряд ли увидим.

Подпишитесь