Posted 8 ноября, 08:22

Published 8 ноября, 08:22

Modified 8 ноября, 08:24

Updated 8 ноября, 08:24

Вкалывают роботы: как развивается отрасль беспилотников в Карелии

Вкалывают роботы: как развивается отрасль беспилотников в Карелии

8 ноября 2024, 08:22
Фото: 1MI.
Беспилотники становятся востребованными в разных сферах жизни страны и регионов — от военных нужд, до логистических решений. Какие технологии предлагают производители беспилотных систем, как они применяются и какие проблемы решат роботы — в нашем материале.

В Карелии к 2030 году будут организованы несколько площадок по разработке и производству беспилотных авиационных систем — новой для республики отрасли. Юридическое лицо, которое будет представлять научно-производственные центры, зарегистрируют уже в конце текущего года. Беспилотники используют не только на нужды фронта, но и в обеспечении гражданской безопасности. Так, например, Минприроды республики ожидает 39 дронов для своих подведомственных учреждений к концу 2024 года. БПЛА используют в Карелии и для земельного контроля.

В минувшем году в России беспилотные тракторы обработали почти 2,5 миллиона гектаров полей по всей территории страны. В Санкт-Петербурге беспилотные трамваи за два года перевезли 40 миллионов пассажиров. А беспилотные грузовики доставили 330 тысяч кубометров коммерческих грузов. И это только начало внедрения таких технологий в повседневную жизнь людей.

«У нас уже есть „Ласточка“ на МЦК, беспилотная первая прошла, по трассе М-11 уже ходят беспилотные грузовики между Москвой и Санкт-Петербургом. В прошлом году запустили паром „Генерал Черняховский“, который тоже беспилотный, курсирует между Устюгом и Балтийском», — уточнил Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.

Всех участников рынка наземных беспилотных транспортных средств можно условно разделить на три категории. К первой относятся производители самих автомобилей — в России их насчитывается около десяти. Среди них выделяются «КамАЗ» и «Сбер Автотех», занимающиеся разработкой грузовых автомобилей, а также «Яндекс» с его роботом-такси. Вторая группа — это производители бортового оборудования для беспилотных транспортных средств. И наконец, третья группа включает компании, которые создают элементы умной инфраструктуры для дорог.

Три десятилетия назад компания Cognitive Technologies была основана специалистами, которые ранее работали в Институте системного анализа РАН. С самого начала своей деятельности компания занималась разработкой систем искусственного интеллекта. В 90-е годы она создавала алгоритмы для распознавания текста. Среди клиентов, которым требовались такие технологии для работы с документами, были «Газпром» и «Норникель». Некоторые решения были приобретены даже такими крупными компаниями, как Hewlett-Packard и Intel. В 2008 году компания начала заниматься разработкой беспилотных летательных аппаратов. Впоследствии это направление было выделено в отдельную структуру под названием Cognitive Pilot.

Видео: РБК Бизнес Вектор. Сергей Катырин, Президент Торгово-промышленной палаты России.

В современном мире, особенно в сфере сельского хозяйства, наблюдается серьёзный дефицит квалифицированных кадров, о чем сообщают эксперты. Человеку сложно одновременно выполнять множество задач, связанных с посевом, боронованием, уборкой урожая и другими сельхозработами. По информации Росстата, число специалистов и механизаторов уже не соответствует количеству имеющейся техники. Единственным способом решения этой проблемы является внедрение робототехники.

В Ассоциации сельхозтоваропроизводителей подсчитали, что для хозяйства площадью до 1000 гектаров специальное оборудование позволяет сэкономить более 2,5 миллионов рублей в год только на топливе и ресурсах. Производство беспилотной техники осуществляется на трёх заводах, с которыми у Cognitive Pilot заключён контракт.

В сентябре на всём протяжении трассы М11 «Нева» началось движение беспилотных грузовых автомобилей. Ранее они также эксплуатировались на некоторых участках, но из-за отсутствия северного объезда Твери в кабине находился водитель, который при необходимости мог взять управление на себя, чтобы съехать с платной дороги. Теперь же водитель переместился на пассажирское место.

Для более широкого использования беспилотных транспортных средств необходимо подготовить дорожную инфраструктуру.

«Должна быть создана инфраструктура, с тем, чтобы грузовик двигаясь по трассе мог общаться с дорогой обо всех изменениях, которые там происходят, чтобы он мог в этом плане сопоставлять данные это касается конечно навигации на море и так далее», — Сергей Катырин.

Чтобы БПЛА мог безопасно перемещаться, ему необходимо не только определять своё местоположение в пространстве с помощью связи со спутником, но и обнаруживать других участников движения. Для этого используются различные датчики — камеры, лидары или радары. Одним из ведущих производителей радиолокационных систем в России является компания «Сорб инжиниринг».

Александр Виденёв, инженер-механик по образованию, в 2013 году основал компанию. На начальном этапе у него было два миллиона рублей, которые пошли на оплату труда пяти разработчиков. Через несколько лет компания выпустила на рынок свой первый продукт — устройство для обнаружения транспорта в инфраструктуре. Сейчас организация производит около тысячи таких устройств в год и ещё около 200 бортовых. С прошлого года они также начали выпускать транспондеры.

Маршрут, пригодный для беспилотного транспорта, — это уже не просто дорога, а интеллектуальная транспортная система, которая передаёт на борт разнообразные данные не только о других участниках движения, но и о состоянии дорожного покрытия. Например, о том, насколько скользко на дороге. Метеостанции, разработанные компанией «Минимакс-94», могут предоставить эту информацию.

Все данные с датчиков осадков поступают на контроллер, который передаёт их диспетчеру или беспилотнику. Стоимость такой станции составляет около 4 миллионов рублей.

В настоящее время наиболее технологически развитые дороги — это платные магистрали в столице и ведущие к ней. Однако специалисты из других регионов также приезжают в Ассоциацию «Цифровая эра транспорта», чтобы узнать, как спроектировать или улучшить инфраструктуру. Среди них — операторы центров организации дорожного движения, сотрудники транспортных департаментов и предприниматели. Торгово-промышленная палата предлагает поддержку бизнесу, работающему в этой области.

«Прежде всего, нормативно-правовая база, то что беспокоит бизнес, беспокоит нас, ну допустим вот столкнулся грузовик не дай Бог с каким-то автомобилем и какая-то авария произошла, кто за что отвечает, какова ответственность, каким образом это должно регулироваться, какие страховки и прочее, кто куда может обратиться, где в каких органах это разбирается, в арбитражных судах, государственных, негосударственных и так далее», — отметил Сергей Катырин.

По подсчётам Минтранса России, использование беспилотных летательных аппаратов для транспортировки грузов по трассе М-11 позволит сократить время в пути на четверть и уменьшить стоимость перевозки на 15%.

В дальнейшем планируется применять их на Центральной кольцевой автомобильной дороге, а также для доставки грузов из Москвы в Казань и в южном направлении. К 2030 году планируется включить в систему беспилотных перевозок 19 500 километров федеральных автомобильных дорог. В перспективе такие перевозки станут международными и объединят различные страны континента.

Одновременно с беспилотниками будет развиваться и другой транспорт. По мнению специалистов, наиболее перспективными станут локомотивы и специализированная техника для опасных производств. Уже ведётся работа над их созданием. Это позволит решить проблему нехватки кадров и снизить затраты на логистику.

Подпишитесь