Posted 8 ноября, 14:26

Published 8 ноября, 14:26

Modified 8 ноября, 14:26

Updated 8 ноября, 14:26

Проблемы развития беспилотников в Карелии

«Пора принимать реальность»: проблемы развития беспилотников в Карелии

8 ноября 2024, 14:26
Фото: Изображение Midjourney.

Проблемы развития беспилотников в Карелии

В Карелии планируют развивать отрасль беспилотников. С какими проблемами сталкиваются производители, можно ли их решить и не «прилетит» ли по Карелии — в нашем материале.

В скором времени в Карелии появятся несколько научно-производственных центров, которые будут заниматься разработкой и выпуском беспилотников. Сейчас в республике две компании, занимающиеся сборкой БПЛА.

Однако относительно новые технологии, которые активно используют наши бойцы на СВО, осваивает российский рынок, сделали более актуальными ряд проблем не только в Карелии, но и в стране в целом: тормозящая развитие бюрократия, дороговизна качественных аппаратов, отсутствие комплектующих, опасность прилетов по центру производств.

Предметный разговор

11 октября на парламентском Комитете по экономической и промышленной политике, энергетике и ЖКХ обсуждалось развитие новой для Карелии отрасли беспилотных авиационных систем (БАС). Внедрение новых технологий связано с поручением президента о разработке стратегии развития беспилотников и нацпроекта по этому же направлению.

В Петрозаводске в рамках реализации этой программы планируется создание научно-производственного центра по разработке БАС. Это должно привлечь около 2,5 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Как отметили специалисты Минпромторга Карелии на запрос нашей редакции, юридическое лицо, на базе которого будут создаваться научно-производственные центры, будет сформировано уже к концу текущего года:

«Разработки проектов БАС в настоящее время осуществляются местными производителями — ООО „Инженерный центр „Илма“, ООО „ЭДган Машинери“», — отметили в ведомстве.

В обсуждении вопроса на Комитете принял участие гендиректор компании-производителя FPV-дронов EdGun Эдуард Гафаров. Он достаточно эмоционально изложил положение дел по производству БПЛА.

Основные проблемы

Беспилотники сегодня в первую очередь применяются на поле боя в зоне СВО — это один из самых эффективных инструментов ведения боевых действий, технологии в этой сфере меняются очень быстро, однако Россия уступает противнику в скорости развития и эффективности работы с БПЛА, на что в первую очередь указал Эдуард Гафаров:

«Я понимаю, государству нужно создать центры, компетенции, сертификации. Все это так. Но все же прекрасно знают, насколько долго это все затягивается. Мы просто не успеваем за изменяющейся обстановкой, которая там происходит. И из-за этого мы несем большие потери. Это касается и РЭБа [радиоэлекронная борьба — прим.ред.], и беспилотников», — обозначил спикер.

Разница в том, что противник вкладывается в любые стартапы, даже если они могут не принести результатов, однако средства получают и начинающие компании, которые модернизируют технологии БАС. В Российских реалиях получение государственных средств на развитие сопровождается большим количеством условий.

Во-вторых, отметил Гафаров, условий для испытаний российских дронов практически нет:

«Мы приехали на полигон. Когда должны были испытывать [БПЛА — ред.] под нагрузкой, нам говорят, мол, парни, простите, у нас БЧ [боевой части — ред.] нет. Вот кирпич валяется, давайте его скотчем примотаем, посмотрим, как он тянет. Вот такой уровень», — рассказал парламентариям Гафаров.

Третьей проблемой, озвученной спикером, стал лимит средств на закупку качественных БПЛА: после испытаний продукт выходит на технический совет. На этом этапе производителю сообщают, что средства ограничены. В результате на поле боя направляется техника худшего качества, но дешевле.

«Я запрашиваю у бойцов, мол, ребята, вы знаете такие дроны? Они отвечают, что да, у нас их целый склад. Я говорю, а что вы ими не воюете. И они объясняют очень просто: эти дроны не летят, не пробивают РЭБ», — поделился Гафаров.

Как отметил Георгий Габолаев, Генеральный директор компании «Группа-А», эксперт в сфере юридической и физической защиты бизнеса, установление лимитов на закупку/отправку усовершенствованной техники связаны с необходимостью грамотного распределения ресурсов. Однако проблема от этого все же остается острой.

Наконец, проблемой производства БПЛА стало отсутствие отечественных комплектующих для устройств: в России только начинается развитие производства элементов — основная доля запчастей привозится из Китая.

«Для тренировок дроноводов как правило заказываются „птички“ с маркетплейсов, отдельные запчасти для сборки тоже заказываются там. Они появляются достаточно редко и это дорого. Кроме самого дрона нужны очки, пульт управления… Самый простой комплект для любителя БПЛА обойдется минимум в 30 тысяч. И это мы не говорим о реальных боевых беспилотниках. Там все еще сложнее и дороже», — отметил собеседник нашего издания, близкий к теме.

Как решить проблемы

Эксперты сходятся во мнении: решение проблем лежит на плечах правительства и законодателей.

На заседании Комитета Гафаров озвучил: развитие БАС в Карелии должно быть с учетом интересов компаний, которые готовы заниматься работой в отрасли. Так, например, при создании научно-производственных центров в Петрозаводске конструкторам из других районов придется переезжать в карельскую столицу.

Для того, чтобы решить вопрос с комплектующими необходимо импортозамещение, отмечает Георгий Габолаев. Процесс должен включать:

  • Разработку и внедрение технологий;
  • Инвестиции в научные исследования;
  • господдержка в виде льгот, субсидий и грантов.

Для решения вопроса с комплектующими здесь и сейчас, Эдуард Гафаров видит выход: разрешить закупать комплектующие в Китае. По его словам, несмотря на заявления о производстве некоторых частей БПЛА в России, их производство все же налажено в Китае — здесь на элементы только наклеивают логотип. На данный момент возможности закупать комплектующие в неограниченных количествах у китайских партнеров не позволяют таможенные ограничения.

В сфере эффективного развития БАС Георгий Габолаев предлагает не только расширить инвестирование в стартапы, но и создать экспериментальные центры. Собеседник редакции, пожелавший остаться анонимным, отметил:

«Как раз экспериментальный центр, по сути, и будут строить, я так понимаю. Только к тому времени, когда он появится, СВО уже закончится. „Птички“ нужны прямо сейчас, а не к 2030 году. Все инвестиции, льготы, центры нужно было строить хотя бы 10 лет назад. Но тогда дроны считались игрушкой. Сейчас лучше просто не мешать работать ребятам бумажной волокитой», — отметил собеседник.

А нам не прилетит?

Отходя от вопросов военной компетенции простым жителям Карелии становится интересно и жутко: в случае, если научно-производственный центр БАС появится до того, как завершится конфликт на Украине, есть риск, что прилеты будут и по нашей ранее неприметной республике. Напомним, что в сторону Мурманска уже летали дроны, запущенные, предположительно, с территорий северных недружественных стран.

«В рамках действующего законодательства будут приняты необходимые меры по обеспечению безопасности производственного объекта», — уверяют в Минпромторге Карелии.

Анонимный собеседник, близкий к теме БПЛА, поделился своим мнением на этот счет:

«Стратегия развития дронов в России, хоть и с опозданием, но продвигаться будет не только в Карелии. Да, риски есть, но и мы не в самое мирное время живем. Все, что могу сказать — пора принимать реальность, вылезать из своей ракушки и начать осознавать, что без этого сильной армии уже не будет. Нужно „поднимать“ уровень гражданской обороны, учить людей правильно себя вести, оказывать первую помощь. А остальное доверить тем, кто в этом понимает», — подытожил собеседник.

***********

Новые технологии в мирное время всегда воспринимаются как игрушки. В непростые периоды истории то, что появилось для развлечения, может становиться эффективным средством борьбы и защиты. Несмотря на то, что в развитии БАС мы отстали, судя по мнению экспертов, на десяток лет, оставлять все на низком уровне просто непростительно. Уж лучше так, чем никак.

Подпишитесь