Posted 7 ноября, 19:00

Published 7 ноября, 19:00

Modified 7 ноября, 19:00

Updated 7 ноября, 19:00

Нужно ли сокращать срок школьного обучения в России

В пользу профессии: нужно ли сокращать срок школьного обучения в России

7 ноября 2024, 19:00
Фото: Изображение Midjourney.

Нужно ли сокращать срок школьного обучения в России

В России заговорили о сокращении школьного обучения. Общество разделилось на два лагеря — за и против. К чему может привести изменение в системе образования, зачем в действительности сокращать школьное обучение и что об этом думают эксперты — в нашем материале.

В России заговорили о сокращении срока школьного и высшего образования. У вопроса две стороны: качество системы образования и экономика России. Что об этому думают простые люди и эксперты?

«Непозволительная роскошь»

В российских школах и университетах может произойти сокращение сроков обучения, чтобы подростки могли раньше начать процесс профессиональной ориентации. Такое предположение высказал, помощник президента Российской Федерации и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.

«Времена меняются, и продолжительность среднего образования должна быть сокращена. 11 лет — это непозволительная роскошь. Мы живём в XXI веке, а не в XIX. Образование должно быть более интенсивным, чтобы молодые люди могли раньше начать профессиональную подготовку и быть конкурентоспособными. Не стоит откладывать выбор профессии до 19 лет. Всё должно происходить раньше и быстрее», — передают слова чиновника во время встречи с представителями РВИО и молодежью в рамках проекта «Арктический диалог» в Мурманске ТАСС.

Сокращение сроков обучения может коснуться и вузов: обучение должно стать «спрессованным» и более специализированным. Перспектива намечена на ближайшие 10 лет. Те, кто не успеет переучиться, получить специфические навыки, окажутся неконкурентоспособными.

Что думают простые люди?

Судя по данным нашего опроса, проведенного среди 1085 человек, большинство (49%) считают, что и 11 лет для обучения достаточно. Чуть меньше респондентов (38%) считают, что все же к 17-18 годам подросток должен определиться, чем заниматься. Еще 11% уверены, что нужно не сокращать, а увеличивать время учебы в школе.

Комментаторы сошлись во мнении: нужно рассматривать не сроки обучения, а качество образования: «Дело не в количестве лет обучения, а в качестве. 8-9 лет достаточно для поступления в колледж. Последующее время, не важно, 2 или три года, подготовка для поступления в вуз», — считают наши читатели.

А хватит ли нам мозгов?

Об изменениях в школьной системе преподавания речь заходит достаточно давно. Однако специалисты расходятся во в мнении, сколько в действительности нужно времени для освоения базовых школьных знаний. Эксперты озвучивают проблему инфантилизации российского общества, что подтверждается наблюдениями психологов:

«Основная причина, на мой взгляд, кроется в том, что в обществе радикально сменились ценности. Долгое время одним из самых важных аспектов в жизни была семья. Трудно было ее иметь и оставаться инфантильным. Затем семью вытеснила карьера, что тоже требует зрелости. Сейчас время зуммеров — молодое поколение главной ценностью считает свободу, стремится жить одним днём», — отмечает Лариса Окулик — психолог, коуч по детско-родительским отношениям.

Но социальные процессы — не единственный вопрос, который влияет на способность подростков принимать решения относительно своего будущего. Есть, как минимум, физиология развития мозга.

«Головной мозг человека развивается довольно медленно и планомерно — с затылка к лобной части. Только к 19-20 годам процесс его формирования, наконец, подходит к завершению. То есть даже в период окончания школы — в 16-17 лет — лобная часть еще не до конца сформирована. А ведь именно этот участок мозга в ответе за способность человека ставить цели, строить планы на долгий срок, а также отвечает за самоопределение», — комментирует психолог.

Если срок обучения в школе сократится раньше, чем школьник «созреет» для принятия действительно важного решения, то принимать его будут родители. Есть риск получить не работоспособное и имеющее возможность быстро учиться молодое население, а дилетантов, которые не могут и не хотят посвятить себя профессии.

Выходит, что даже к концу нынешнего 11 класса школьники не вполне осознают куда идти, чем заниматься.

Иное мнение

Как отметила член Комиссии по направлению «Семья» Госсовета РФ, Член Комиссии по направлению «Культура» Госсовета РФ, директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Семья и Родина» Наталья Локтева, к концу средней школы ученики все же хотя бы примерно представляют, чем они хотят заниматься, к чему у них есть способности

«Дети, мечтающие о художественных карьерах, параллельно заканчивают профильные школы и уже с этой базой поступают в ВУЗы. То есть урокочасы идут, но пользы от них для большинства нет. Понимая это, педагоги сами часто относятся достаточно легко к преподаванию», — отмечает эксперт.

Наталья Локтева объясняет: система школьного образования действительно требует реформ, но с акцентом на полезные для ребенка предметы. Для этого нужно усилить профориентацию в среднем звене образования.

«Сейчас же ситуация складывается таким образом: дети загружены общей программой, выполняют домашнюю работу по каждому из предметов, а родители в итоге, в виду недостаточного качества преподавания общих знаний, все равно вынуждены тратиться на репетиторов», — считает специалист.

Реальные причины сокращения сроков обучения

Наши собеседники сошлись во мнении: сокращение сроков школьного обучения связано с необходимостью омоложения населения, которое имеет профессию, может качественно выполнять свою работу. То есть, из-за проблемы инфантилизации и ответственности «выглядывают вполне экономические основы предложения.

«Чисто математически, если поколение девяти- и одиннадцатиклассников вступит в активную экономическую жизнь на год раньше, то это даст приличную добавку на рынке труда (а сейчас у нас дефицит кадров — безработица практически на нуле)», — отмечает Юрий Гребенюк, директор по производству и учебно-методической части Домашней школы «ИнтернетУрок».

Еще одна причина, считает кандидат экономических наук, специалист по технической защите информации Сергей Гатауллин, кроется в неспособности государства обеспечить качественное образование и в кадровом голоде на всех уровнях:

«Риторика становится совершено конкретной и направленной, вместо технологических прорывов, повышения производительности труда и внедрения в бизнес-процессы наукоемких технологий, для чего требуются высококлассные специалисты с соответствующей системой мотивации, наполнить рынок труда подростками, способных к быстрому обучению на рабочем месте базовым навыкам», — считает эксперт.

Что делать?

Решение вопроса с качеством и направленностью образования зависит от того, что в итоге нужно России — специалисты в конкретной области или образованные думающие люди:

«С одной стороны, это приведёт к увеличению числа трудоспособных молодых людей, что потенциально может поднять экономику. С другой стороны, если качество образования пострадает, мы можем получить поколение, которое будет недостаточно подготовлено к вызовам современного мира», — отмечает Антон Баланов, Топ-менеджер, профессор, доктор наук, советник по экономике и социологии РАЕН.

С точки зрения экономики и развития государства, конечно нужны «работяги»:

«Нужно максимально оптимизировать процесс подготовки выпускников и отфильтровать ненужные дисциплины для облегчения нагрузки по маловажным предметам и заострения внимания на действительно необходимом. Чем раньше подростки начнут углубленно вникать в азы выбранной профессии, тем лучше для всех», — считает Наталья Локтева.

На долгосрочную перспективу нужны люди, получившие полное качественное образование. Так или иначе, российской системе образования нужны перемены. Будут они заключаться в сокращении срока обучения, или концентрации знаний по конкретным направлениям, будет зависеть от того, какое решение по этому вопросу примут «наверху».

11 лет — за семь?

Не так давно в России снова актуализировался тренд на домашнее обучение, которое может стать подтверждением, что 11 лет в школе не несут практической пользы. В беседе с нашей редакцией бизнес-тренер и коуч международного уровня, эксперт по развитию мозга: памяти, концентрации внимания и мотивации детей и взрослых Евгений Куляев поделился опытом.

Так, при индивидуальном подходе к способностям ребенка освоить школьную программу возможно и за семь лет. Для этого, считает специалист, необходимо:

  • делать акцент на развитие навыков образного мышления и фокусировки внимания;
  • ограничить потребление видеоконтента, который влияет на концентрацию и внимание;
  • отказаться от выученной беспомощности, которую приобретают дети в школе — главной должна стать собственная мотивация и заинтересованность.

******************************

Как в любом другом вопросе, в сере образования должен быть баланс. Дети со способностями к математике должны знать цвет мировой литературы и писать грамотно. Школьники с мозгами, заточенными под гуманитарные науки, все же должны знать азы математики и физики.

Любой педагог (если он педагог), скажет: школьная программа дает не столько знания, сколько умения интерпретировать любые жизненные ситуации и оценивать их с разных точек зрения. Поможет ли в этом сокращение срока обучения? Только в случае, если качество образования изменится к лучшему.

Подпишитесь