Многие путают черную пятницу с другой распродажей «11.11», которая имеет китайское происхождение. Изначально 11 ноября стал праздником в Китае — Днем холостяка (потому что дата 11.11 состоит из четырех одиночных единиц), который со временем получил популярность.
В 2009 году «холостяков» поддержал основатель платформы AliExpress Джек Мо. Бизнес взял День холостяка в качестве повода и организовал глобальную распродажу, которая буквально взорвала просторы интернета — за день китайский маркетплейс продал миллиарды товаров. В 2023-м, например, выручка от продаж достигла 277,6 млрд юаней — это порядка 3,78 трлн рублей.
В 2014 году мега-сэйл получил международное распространение. В День холостяка множество компаний начали предлагать клиентам хорошие скидки. Такая традиция зародилась и в России.
В нашей стране распродажа «11.11» обычно начинается за несколько дней до 11 ноября и продолжается несколько дней после. На некоторых маркетплейсах акции уже стартовали. Например, на «Озоне» сейчас можно найти товары со скидкам — распродажа продлится до 14 ноября. Маркетплейс обещает дисконт до 85%.
На «Вайлдберриз» распродажа также уже в разгаре и продлится до 14 ноября, но максимальные скидки — до 90% — ожидаются в период с 11 по 14 ноября. Размер скидок зависит от категории товаров: до 50% на электронику (до 60% в период с 11-го по 14-е ноября) и игрушки, до 60% — на мебель, товары для дома и кухонные принадлежности. Скидки до 70% обещают на косметику, а до 80% — на одежду и обувь.
На «Яндекс Маркете» распродажа также началась, продлится она до 13 ноября. При этом самые большие скидки обещают именно 11 ноября. Площадка подготовила ряд промокодов на дополнительный дисконт для новых клиентов (15%) и на повторные заказы (300 рублей).
На «Мегамаркете» распродажа «11.11» продлится сутки — с 11 по 12 ноября. Обещают повышенный кэшбэк до 65%.
После «11.11» любителей шопинга ждет еще одна распродажа — «Черная пятница». Традиционно она проходит в последнюю пятницу ноября. В этом году распродажа выпадает на 29-е число.
Черная пятница берет начало в США — глобальную распродажу товаров проводят на следующий день после Дня благодарения. Сам термин «чёрная пятница» впервые появился в Филадельфии — тогда он означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка этого термина в английском языке более позитивная — связана с идиомой in the black (то есть «положительный баланс», в противоположность in the red), подразумевая что многие продавцы «выйдут в плюс» в этот день
Сегодня Черная пятница приобрела глобальный масштаб, охватывая не только розничные магазины, но и крупные онлайн-платформы, такие как Amazon, eBay, а также российские Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет. Скидки зачастую охватывают почти все категории: электронику, одежду, обувь, косметику, бытовую технику и другие товары.
В России акция пройдет также 29 ноября. Однако некоторые магазины начнут распродажу раньше и проведут ее в течение нескольких дней, чтобы распродать как можно больше товаров.
На «Озоне» черная пятница начнется 29 ноября в 00:00, «Вайлдберриз» проведет акцию с 16 по 27 ноября, «Мегамаркет» — с 13 по 30 ноября. «Спортмастер» устроит распродажу с 23 по 30 ноября, «Рив Гош» — с 29 по 30 ноября, «Летуаль» — с 1 ноября по 1 декабря.
Некоторые маркетплейсы и вовсе решили объединить две распродажи — «11.11» и «черную пятницу». Так, «Ламода» проводит распродажу с 1 по 26 ноября.
Чтобы в день распродаж не попасться на уловки продавцов, маркетплейсы составили ряд рекомендаций для пользователей как получить реальные скидки в период черной пятницы: