Posted 7 ноября, 14:26
Published 7 ноября, 14:26
Modified 7 ноября, 14:26
Updated 7 ноября, 14:26
В октябре в финском Турку остановили футбольный матч из-за антироссийских выкриков местных болельщиков. Спортивный директор команды Jaro, в составе которой есть игроки с русскими корнями, заявил, что следующий матч может пройти без зрителей, потому что подобные инциденты — не новость и повторяются регулярно.
На происшествие отреагировало посольство России в Хельсинки, которое заявило, что уровень русофобии в стране критический.
«Вынуждены вновь констатировать критический уровень русофобских настроений в Финляндии, которые, к сожалению, давно уже перекинулись и на сферу спорта, чему немало способствует попустительство официальных властей страны», — сообщило посольство в Telegram.
Одной из возможных причин негативного отношения финнов к России и русским является непростая общая история двух стран. Карельский политолог Анатолий Цыганков, напомнил, что отношения между Финляндией и Россией всегда имели сложный и подчас драматический характер.
«Финнов делают русофобами. Кто? Политический класс Финляндии — депутаты, министры, президент — и средства массовой информации. Отношения между нашими странами, Финляндией и Россией, сложно назвать безоблачными, они сложные с исторической точки зрения», — утверждает Цыганков.
По словам политолога, нам одинаково памятны несколько волн интервенции Финляндии на территории Советской России в годы Гражданской войны (1920-е годы), памятно желание финнов захватить исторические земли Российской империи после того как большевики дали им вольную в декабре 1917 года и российский регион, именуемый до того «Великим княжеством Финляндским», вышел из состава Советской России, начав зариться на земли финнам не принадлежавшие, но казавшиеся им бесхозными в смуте революционной эпохи. Потом была советско-финляндская Зимняя война 1939-1940-х годов. Затем Финляндия вместе с нацистской Германией напала на СССР, оккупировав часть советской Карелии (1941–1944 годы).
Отношения между соседними государствами были крайне сложными, территориальные споры завершились на государственном уровне только после окончания Второй мировой войны. На памяти одного поколения финнов и советских граждан протекали кровавые события. И этот мировоззренческий код, а также объективно накопленной и скрываемой до поры вражды в Финляндии по отношению к соседней России, к русским людям, легко возбуждается, если его даже немного информационно «расшевелить», уверен Анатолий Цыганков.
Относительно доброжелательная атмосфера между соседними странами возникала тогда (и исторические обиды уходили в глубокую тень), когда политический класс Финляндии сознательно отстраивал добрососедство с СССР. Как считает политолог Анатолий Цыганков, тогда наши отношения становились даже комплиментарными. Так было в 1960–1970-е годы. Власти двух государств не поощряли обоюдоострую подозрительность и вражду, идя для этого даже на сознательные исторически искажения.
«Скажем, руководство СССР делало всё, чтобы не напоминать лишний раз об агрессивной роли Финляндии в годы Второй мировой войны. Факт оккупации Финляндией Советской Карелии и геноцида славянского населения республики скрывался от широкой советской общественности», — уверен эксперт.
Делалось это с целью, чтобы не травмировать финнов и не портить наших с ними дружеских отношений. По словам Цыганкова, все вроде бы и знали, что Финляндия воевала против СССР, но на официальном уровне, в массовом сознании закреплялся стереотип о борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
«Финнов выводили за скобки. Финнов фашистами и нацистами не считали, закрывая глаза на их преступное военное прошлое, на те же концлагеря и этнические чистки на оккупированной Финляндией территории Советской Карелии. И от этого умолчания первой отказалась Финляндия, системно демонизируя СССР и постсоветскую Россию», — рассказывает политолог.
Огромную негативную роль сыграли средства массовой информации Финляндии — точнее, те, кто ими владел и определял их редакционную политику, считает политолог Анатолий Цыганков. Он сам столкнулся с этим еще в 1990-е годы — тогда в Карелии постоянно общались с журналистами, историками, политологами из Финляндии, и всё казалось безоблачным. На личностном уровне складывались прекрасные отношения, но в СМИ ситуация обстояла иначе.
«Как-то в рамках научного семинара я готовил доклад по теме освещения России/Карелии в СМИ Финляндии и наоборот Финляндии в карельских СМИ. И тогда я был искренне поражён, что если российские печатные издания писали о Финляндии уважительно и доброжелательно, то со стороны финских печатных СМИ, Карелия, шире говоря, Россия, представлялись в самом негативном свете. Позитивной медийной повестки не было, в лучшем случае официально безоценочная», — констатирует Цыганков.
Внимание финских читателей акцентировалось только на самом худшем в России, и такая информационная политика проводилась десятилетиями. Поэтому, уверен Цыганков, финские журналисты и редакции СМИ — одни из главных подрывников российско-финляндских отношений. Не главные, конечно, но они сильно навредили. Заложили «мировоззренческую бомбу».
«Партийные политики и СМИ подготовили почву для нынешней бушующей в Финляндии русофобии, которая легко села на исторические психологические травмы. Кумулятивный эффект в итоге и сработал. Официальная Финляндия теперь захлёбывается в русофобии», — уверен политолог.
Российский историк и политолог Никита Пантелеев считает, что русофобия в соседней стране может быть выгодна как западным партнёрам Финляндии, так и самим финским властям для достижения определенных целей. По его мнению, градус русофобии заметно повысился после 2022 года с началом проведения СВО, и в условиях глобального противостояния Россия-Запад Финляндия для её западных союзников является удобной «точкой напряжения», через которую можно давить на Россию.
«Вступление Финляндии в НАТО вынудило российское руководство воссоздать Ленинградский военный округ (был упразднён в 2010 году), что несёт для нас издержки в виде перераспределения дополнительных военных и экономических ресурсов на новое направление в условиях проведения СВО. Это и не удивительно: на протяжении всей истории России, в том числе и в современное время, Запад создавал такие „точки напряжения“ для воздействия на нашу страну. Финское руководство же у Запада выбило для себя определенные экономические преференции, а также защиту», — комментирует политолог.
При этом не все проявления антироссийских настроений можно назвать русофобией в прямом смысле слова, считает бывший корреспондент газеты «Финляндский торговый путь» и автор книг о Финляндии Андрей Кашкаров. По его словам, многие случаи можно объяснить культурными различиями или личным опытом.
«Если в супермаркете бабушка преклонного возраста „косо посмотрела“ на русскоязычного посетителя, это еще не русофобия», — поясняет он, добавляя, что культурные различия также могут иногда порождать конфликтные ситуации.
Кашкаров при этом подчеркивает, что среди финнов сохранилось стойкое толерантное отношение к иностранцам. Примеры этого — значительное число африканских и китайских эмигрантов, а также 44 тысячи русскоязычных переселенцев, которые за последние два года выбрали Финляндию своим домом. Поэтому в быту случаи русофобии в соседней стране встречаются куда реже, чем на политическом уровне.
Эксперты отмечают, что для снижения уровня русофобии необходимо использовать различные информационные ресурсы. Для этого, как считает политолог Никита Пантелеев, нужно создавать альтернативное мнение для населения Финляндии и, желательно, на финском языке.
«Тем более, что у нас с ними имеется общий исторический опыт жизни и взаимодействия, который нельзя назвать сплошь негативным. Финны после присоединения к Российской империи в 1809 году жили достаточно автономно и именно в составе империи они смогли сформировать национальную культуру и развивать язык. Именно в этот период Элиасом Лённротом был собран и составлен карело-финский эпос „Калевала“, пробудивший национальное самосознание финнов», — поясняет эксперт.
При этом карельский политолог Анатолий Цыганков уверен: избавиться от русофобии в ближайшее время не получится. И причины тут надо искать не в психотипе финнов, а в реалии военно-политической обстановки, сложившейся в последние годы на Европейском Севере. По словам политолога, НАТО не позволят финнам вырваться из состояния русофобии.
«Сами по себе страны Запада от русофобии не избавятся, их придётся принуждать уважать суверенитет России. И путь, по которому пошла Россия, очевиден: формирование альтернативной глобальной системы международных отношений в форме БРИКС. Воевать непродуктивно. Надо конкурировать. А уж история рассудит чья модель мироустройства более разумная, более рациональная и окажется в итоге жизнеспособней. Возможно, и мы до этого времени доживём», - заключает Цыганков.
***
Эксперты уверены: причины сегодняшних антироссийских настроений в соседней Финляндии кроются в совместном историческом прошлом, политической конъюнктуре и влиянии СМИ. Преодоление феномена возможно лишь при условии конструктивного диалога, однако возможно ли это сейчас?