Posted 30 октября 2024, 19:31
Published 30 октября 2024, 19:31
Modified 30 октября 2024, 19:43
Updated 30 октября 2024, 19:43
Несколько громких дел с участием цыганской диаспоры прогремели в этом году. Стоит ли ожидать подобных проблем в Карелии?
Один из самых резонансных случаев за последнее время — убийство женщины-таксиста, совершённое 17-летним юношей из цыганской семьи в городе Коркино Челябинской области.
После этого инцидента местные жители организовали масштабную акцию протеста, которая переросла в беспорядки. Протестующие пытались устроить самосуд, круша дома и автомобили представителей цыганской общины.
Чтобы предотвратить эскалацию конфликта, в город были направлены дополнительные силы полиции из областного центра. В результате было задержано несколько десятков человек, как среди протестующих, так и среди представителей цыганской общины.
В сентябре в Новосибирске произошёл конфликт на дороге, в результате которого цыгане жестоко избили целую семью. Среди пострадавших был пожилой мужчина.
Инцидент произошёл из-за того, что семья закрыла проезд во дворе. В это время из машины высаживали детей, чтобы перепарковать автомобиль. Цыгане, находившиеся в агрессивном состоянии, напали на взрослых. Они били их кулаками, ногами и даже использовали палки с гвоздями, которые выдернули из клумбы.
Когда водитель, получивший травмы, попытался уехать, цыгане на своём внедорожнике специально въехали в его автомобиль. После этого инцидента было возбуждено уголовное дело. Однако только два участника драки были арестованы на два месяца. Остальных до сих пор не нашли.
И подобных ситуаций с участием представителей цыганской диаспоры куда больше.
Политолог Анатолий Цыганков прокомментировал недавние события в Челябинске для нашей редакции через призму региональной повестки. По мнению специалиста, в республике есть факт компактного проживания цыган, но эксперт не уверен, можно ли
такие сообщества называть именно «диаспорами».
Традиционно цыгане компактно селились в двух местах: в Петрозаводске, в районе старой Кукковки и на Птицефабрике, и в Прионежье в селе Ужесельге.
«Численность карельских цыган настолько мизерна, что они мало заметны. В
последние советские годы их численность в Карелии составляла где-то чуть более тысячи человек. Я думаю, на том же уровне она и осталась. Хотя последняя по времени перепись населения, проводившаяся в 2021 г., зафиксировала, что их число сократилось наполовину (до полутысячи). Что вряд ли, полагаю, переписчики просто не дошли до цыганских семей», — уточнил Анатолий Цыганков.
В Карелии скандальных ситуаций, подобных челябинской, не происходило. Члены этнической группы живут достаточно закрыто, лишний раз не привлекают к себе внимание.
Однако, отмечает политолог, лет десять назад среди цыган Карелии были активные представители, создававшие общественные организации, бравшие на себя представительские функции от имени цыганского сообщества.
«Сейчас их уже и нет, например, была такая организация как общество цыганской культуры „Цыганская дорога“. Она распалась, потом появлялась другая группа, бравшаяся по новой формировать общественную организацию цыган», — рассуждает Анатолий Цыганков.
О том, что происходит внутри цыганского этнического сообщества в Карелии неизвестно. Поскольку нет конфликтов — нет и интереса к этой теме.
По мнению политолога, вопрос неоднозначный, однако явных предпосылок к тому, чтобы в республике вспыхнули конфликты, подобные челябинским — нет.
«Там в основе лежит „криминальная экономика“ (торговля наркотиками) и коррупция в органах власти, как в местных, так и в правоохранительных. В Челябинске власти дали возможность вырасти „цыганскому криминалитету“. А как иначе понимать то, что все жители в округе знают о том, что богатство цыганских семей прирастает торговлей наркотиками, а силовики того вроде бы не знают. Кто в это поверит?», — рассуждает Анатолий Цыганков.
Как отмечает эксперт, население Челябинска беспокоил «беспредел» цыган в вопросе жилого самостроя, на которых, судя по всему, закрывали глаза местные власти.
«Вот люди и устроили самосуд, своего рода вариант гражданской самообороны. Что-то подобное, напомню, у нас произошло в своё время в Кондопоге, без всяких цыган», — отметил политолог.
О непростых условиях, в которых живут цыгане в России и, в частности, в Москве, писали коллеги из столичного журнала. Собеседники авторов статьи указывали на проблемы, с которыми сталкиваются представители цыганской диаспоры, в том числе предвзятость и расизм.
Однако, как отмечает Анатолий Цыганков, дело не в представителях конкретной национальности, а в неприятии нарушений законов, обмана, торговли наркотиками вне зависимости от национальной принадлежности:
«Никто не имеет ничего против особенностей их этнокультурной жизни. Люди
плохо относятся к обману (неважно представители какой нации этим страдают), к
психологическому отъёму денег с помощью гадания (а безнациональные финансовые
мошенники разве вызывают симпатии у кого-то?), и особенно страшно то, что цыгане, в глазах людей рядом с ними живущими, стали представляться „кастой наркоторговцев“», — отметил эксперт.
Он также подчеркнул: то трагедия и для самих цыган. Уход в криминальную экономику превращает их в изгоев в общественном мнении.
«Но разве можно преступные действия называть „национальными ценностями“? Уверен, что нет», — подытожил собеседник.