Экскурсоводы нередко приводят туристов к этому дому, но даже они не полностью знают его историю и первых владельцев.
Существует мнение, что инициалы на флюгере указывают не на Михаила, а на Марию Мазараки — дочь дворянина Максима Петровича Мазараки, который владел землями в Роменском уезде Полтавской губернии. Мария родилась в 1850 году и позднее стала супругой своего дальнего родственника Петра Аркадьевича Мазараки. В семье с разницей в два года родились брат и сестра Мазараки: Лев и Елена. Предполагается, что именно Петр Аркадьевич построил дом-крепость для своей жены на улице Войкова.
Несмотря на отсутствие прямых свидетельств о том, что Мария Максимовна и ее родные владели домом в Ялте, есть уже упомянутый флюгер, изображение семейного герба Мазараки на стене у входа во двор, а также небольшая запись в журнале «Русская мысль» 1904 года: «Вечная память незабвенному писателю и великому психологу А. П. Чехову. От ялтинских почитателей Елены и Льва Мазараки».
Сестра и брат Мазараки, дети Марии Максимовны и Петра Аркадьевича, выразили таким образом искренние соболезнования в связи с уходом из жизни великого русского писателя. Это позволяет предположить, что они имели личные отношения с Антоном Павловичем.
В конце XIX века Ялта была небольшим, но известным курортом, привлекающим многих знаменитых людей, среди которых был и Антон Чехов, чья резиденция находилась на берегу моря.
Стоит отметить, что Антон Чехов долгое время состоял в попечительском совете ялтинской гимназии и проявлял интерес к образованию молодежи. Знакомство с писателем и его влияние на Льва Мазараки подтверждается тем, что в 1930-х Лев Петрович занимал должность директора школы № 15 в Севастополе, которая раньше была начальным училищем для мальчиков.
В начале 1920-х годов особняк был национализирован и разделен на коммунальные квартиры. Он и на данный момент является многоквартирным домом, сохранившим при этом атмосферу старинного дворянского рода Мазараки и, вероятно, еще множество тайн.