Posted 21 октября, 14:47
Published 21 октября, 14:47
Modified 21 октября, 14:47
Updated 21 октября, 14:47
Проблемы застарелые, решения — половинчатые
Уже не первое десятилетие власти Карелии обещают превратить республику в популярное туристическое направление. Артур Парфенчиков включил туризм в приоритетное направление, но он далеко не первый, кто пытался сделать регион привлекательным для миллионов путешественников.
Экс-губернатор Сергей Катанандов, например, делал ставку на развитие водного туризма, особенно на Ладожском и Онежском озерах, но проблемы транспортной доступности и нехватки качественных гостиниц были тогда и остаются сейчас ключевыми преградами.
Андрей Нелидов активно продвигал идеи развития экотуризма и культурных маршрутов, особенно в заповедных зонах — «Паанаярви» и «Кижи». Но и эти проекты столкнулись с похожими проблемами. О необходимости развить транспортную доступность говорил Александр Худилайнен, но ситуация поменялась не кардинально. Было подписано несколько соглашений с частными инвесторами для создания инфраструктуры, но большая часть планов осталась на стадии проектов.
Кто бы не старался развить туризм в республике, все упиралось в неразвитость транспортных связей и нехватку современных гостиниц. Даже вблизи Петрозаводска дороги остаются в плохом состоянии, не говоря уже о более удалённых уголках региона, таких как Ладожские шхеры, природные парки или старинные деревни.
Дороги, бараки и грязь
О плохой инфраструктуре в Карелии говорят и сами местные жители. Редакция «КарелИнформа» провела опрос, в котором приняли участие более тысячи человек. Большая часть респондентов (71%) посчитала, что в Карелии нет хорошей инфраструктуры и благоустройства у популярных туристических мест. Многие участники опроса отметили разбитые дороги и отсутствие смотровых площадок:
«Отремонтированных достопримечательностей и памятников архитектуры (Кижи не в счет, Карелия большая) и дорог, чтобы до них добраться», - высказалась одна из жительниц Карелии Ирина.
«Инфраструктура нулевая. Ездили с дочкой, например, вокруг Онежского озера. Потрясающие виды! И практически ни одной возможности остановиться в красивом месте и насладиться пейзажем — даже обочины обычно нет. В Норвегии в таких местах везде сделаны смотровые площадки с парковками на несколько машин. Карелия заслуживает такого же, места по красоте сходные», — высказалась еще одна участница опроса.
Часть респондентов (27%) отметила, что Карелии не хватает достопримечательностей, 22% участника опроса сказали, что региону нужно больше необычных объектов. Некоторые жители республики сообщили, что Карелии не хватает гостиниц 4 и 5* (11%) и турбаз или глэмпингов (также 11%).
Некоторые участники опроса прислали свои ответы. Многие считают, что Карелии не хватает транспортной доступности и элементарно чистоты.
«Чистоты, порядка, ремонта, дорог — это понятно, само собой разумеющееся. А ещё не маловажно транспортной доступности, т. е. организованные гос.маршруты. Как есть Золотое большое и малое кольцо России, так же и по Карелии. Ротация удобных маршрутов», - предложила жительница республики Юлия.
Также люди уверены: регион станет намного привлекательнее для туристов, если в городах и населенных пунктах демонтировать «бараки».
«Навести порядок в городе, чистота, бараки убрать (переселить людей в достойное жильё), остановки достойные — городской автотранспорт, внешний вид улиц (реставрация домов в центре, хотя бы), урны и дворников побольше, патруль полицейский для порядка», - высказалась жительница Карелии Александра.
Слабая инфраструктура и плохой сервис
Эксперты подтверждают: Карелия страдает от нехватки качественной туристической инфраструктуры. Как отмечает Камила Велибекова, управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм», регион действительно имеет огромный потенциал, но без решительных мер по развитию дорог и мест размещения, все усилия по привлечению туристов оказываются тщетными.
«Это препятствие ограничивает возможности для привлечения туристов. Однако оно же послужило толчком к активному развитию нового формата — модульных гостиниц и глэмпингов, которые не требуют сложных разрешений и легко интегрируются в природные зоны. Однако для развития Карелии необходимо увеличение количества таких объектов в десятки раз», - комментирует эксперт.
Однако, плохие дороги и нехватка гостиниц — это лишь одна сторона проблемы. Наталья Фетисова, гендиректор туроператорской компании ТТ ГРУПП подчеркивает, что не менее значимой является проблема низкого уровня сервиса. Туристов встречают «недовольные» лица сотрудников отелей, а на местах отдыха путешественникам не могут предоставить элементарных условий.
«Многие сотрудники отелей мимикой подавали необоснованные жесты недовольства, с некоторыми нашими туристами разговаривали на повышенных тонах… При посещении водопада Кивач с нашей единственной пенсионерки потребовали оплатить вход, хотя в наличии была социальная карта пенсионера Подмосковья и никакие доводы не помогли в доказательстве, что пенсионер в России и в Карелии — пенсионер», - рассказывает эксперт.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются туристы, — сложность связаться с начальством в туристических местах. По словам Фетисовой, до руководства некоторых объектов просто невозможно дозвониться, а сотрудники говорят, что сами редко его видят.
«На наш взгляд, сервис находится на начальном этапе, необходима непрерывная работа с кадрами, активное участие в развитии региона вышестоящего руководства, более агрессивная реклама, развитие инфраструктуры, с уклоном на популяризацию местной культуры и кухни, а также привлечение инвесторов в регион», — считает специалист.
Ставка на глэмпинги и туристические кластеры — очередной мираж?
Хотя местные власти и делают попытки решить проблему с нехваткой гостиниц за счет развития модульных гостиниц и глэмпингов, как отмечает Велибекова, такие меры скорее носят точечный, временный характер, чем являются полноценным решением.
При этом планы на ближайшие годы включают строительство двух четырехзвездочных и одной трехзвездочной гостиницы в Петрозаводске, гостиницы «Азимут» на 250 мест в поселке Хелюля Сортавальского района, пятизвездочного комплекса сети «Cosmos» на 184 места в Прионежском районе. До 2025 года планируется возведение загородного парк-отеля «Усадьба Харвиа» в поселке Лумиваара, до 2028 — строительство туристического комплекса Aldauga на острове Хепасалонсари Мийнальского сельского поселения. Также будут построены два придорожных сервиса — один многофункциональный у поселка Ханканмяки на трассе А-121, и второй — придорожное кафе с прогулочной зоной — рядом с городом Лахденпохья.
Планов у Минэка, в целом, немало, и многие проекты — инвестиционные. Однако сроки реализации этих проектов растянуты на многие годы. Между тем, туристический поток продолжает расти, и к 2025 году, по оценкам министерства, ожидается его увеличение до 1,2 миллиона человек. Но будут ли путешественники возвращаться, если Карелия не решит свои базовые проблемы?
***
Реальная угроза для туристической отрасли региона — это не только недостаток гостиниц и плохие дороги, но и отсутствие стратегического подхода к управлению и привлечению инвестиций, считают эксперты. Развивая связи с другими регионами и зарубежными рынками, Карелия может стать привлекательной для туристов, но для этого нужны радикальные изменения и неотложные меры.