Утильсбор или крест на российском авторынке: как изменятся цены на машины осенью?

Утильсбор или крест на российском авторынке: как изменятся цены на машины осенью?

8 октября, 17:26
С 1 октября в России повысили утилизационный сбор, в связи с чем многие эксперты прогнозируют очередной резкий скачок стоимости машин. Поговорили с некоторыми специалистами и узнали, действительно ли автомобили подорожают вновь.

Повышение утильсбора

С 1 октября утилизационный сбор на автомобили увеличится на 70-80%. Теперь импортеры и автопроизводители, которые не локализовали производство в должном объеме, заплатят дополнительно 255,6 тысяч рублей с каждого авто.

Такие изменения пока еще кажутся не критичными, но не все понимают, что это лишь начало. Минпромторг запланировал индексацию утильсбора до 2030 года, и в течение шести лет он может просто уничтожить российский авторынок.

Для популярных машин с двигателями 1-2 л утильсбор вырастет с 300 600 рублей до 1 172 400 рублей к 2030 году — почти в четыре раза. Вопрос в том, готовы ли покупатели отдать 1,2 млн рублей за машину, чтобы поддержать АвтоВАЗ. Ответ неважен — это просто неизбежно.

Автомобили с объемом двигателя 1-2 л особенно популярны в России. В остальном же мире активно используются двигатели большего объема. Например, до санций в нашей стране были популярны машины Mazda с двигателем 2,5 л или гибриды Toyota с таким же объемом. Корейские Kia и Hyundai также предлагали бензиновые двигатели объемом 2,4 л и дизели на 2,2 л.

Однако даже если санкции когда-нибудь снимут, и автопроизводители захотят вернуться на российский рынок, утильсбор станет серьезным препятствием. Например, сбор на автомобили с двигателями 2-3 л вырастет с 844 800 до 3 295 000 рублей за шесть лет. Это фактически запрет на их импорт. Машины с двигателями 3-3,5 л будут облагаться сбором 3 783 400 рублей вместо 970 000, а для двигателей свыше 3,5 л — 4 817 800 рублей вместо 1 235 200.

Цены вырастут?

По итогам первой половины 2024 года средняя стоимость нового автомобиля на российском рынке составила 3,16 миллиона рублей, рассказала Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК АвтоСпецЦентр и ГК АВТОДОМ. Весьма не маленькая сумма. И осенью, по прогнозам эксперта, цена автомобилей в массовом сегменте увеличится еще на 10-20%.

«В массовом сегменте, где основную долю составляют китайские автомобили, рост цен обусловлен разными факторами: от увеличения размера утилизационного сбора до уровня инфляции. Предпосылок для снижения цен на российском рынке нет, но при покупке автомобиля у официальных автодилеров россиянам доступны скидки и выгодные кредитные программы», — прокомментировала специалист.

Доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин прогнозирует рост цен на новые машины в среднем на 10-30%, а на подержанные авто — 5-15%. Основное давление на рынок, конечно, окажет повышение утилизационного сбора. Но повлиять может и увеличение затрат на производство из-за роста инфляции, повышение стоимости комплектующих, а также повышение налогов и пошлин.

При этом ожидается, что автопроизводители не будут резко увеличивать стоимость машин, все произойдет постепенно, считает Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг.

«Будет постепенное повышение цен — до 15% на импортные ТС, и до 10% на автомобили локальной сборки уже этой осенью и очередной рост уже зимой», — прокомментировала эксперт.

Что подорожает в первую очередь?

В первую очередь повышение цен коснется многих китайских производителей, рассказал директор сервиса автозаймов Caranga Аркадий Бакушкин. Это связано с тем, что увеличение налога напрямую влияет на стоимость ввоза импортных автомобилей.

«В это же время изменение ставок не сильно отразится на владельцах производств, локализованных в России. Также оно не затронет тех граждан, которые предпочитают самостоятельно ввозить автомобили для личного использования. Так, физические лица могут ввозить легковые машины с объемом двигателя не более трех литров по фиксированным ставкам, которые зависят от возраста транспортного средства», - прокомментировал эксперт.

При этом специалист добавил, что некоторые автопроизводители снижали цены в августе. Например, Changan снизил цены на многие модели, представленные в России — на некоторые более чем на 100 000 рублей. Также изменились цены на отдельные модели Citroen и Peugeot.

«Так, стоимость импортной модели Citroen C5 Aircross снизилась на 350 000 рублей, а локализованной на 400 000 рублей», — добавил Бакушкин.

Что касается коммерческого транспорта, его стоимость также вырастет в связи с увеличением утильсбора. Основное влияние окажет необходимость компенсации увеличившихся затрат на утилизацию и рост цен на комплектующие. Это может привести к значительному удорожанию как новых, так и подержанных коммерческих транспортных средств, что, в свою очередь, отразится на стоимости логистических услуг и транспортных перевозок в России.

Когда ждать снижения цен?

Ожидать снижения цен можно было бы в нескольких случаях, рассказал доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин: если инфляция замедлится, глобальные поставки компонентов восстановятся, и производственные цепочки наладятся.

«Первоначально подешеветь могут те автомобили, которые менее востребованы на рынке или производятся в большем количестве. Также скидки могут коснуться старых моделей, чтобы освободить место для новинок. Автомобили среднего и бюджетного сегмента могут стать дешевле быстрее, чем премиум-сегмент, так как производители могут стремиться стимулировать спрос на более доступные модели», — сообщил эксперт.

Однако другие эксперты уверены: пока ожидать снижения стоимости импортных автомобилей не стоит. Из-за повышения утильсбора до 2030 года цены на ввозимые из-за границы автомобили каждый год будут планово повышаться.

«Важно, что увеличение утилизационного сбора может отразиться не только на цене авто, но и программах лояльности, которые предоставляют производители и дилеры. Количество скидочных предложений сократится, так как они станут невыгодны для продавцов», — сообщил эксперт Аркадий Бакушкин.

О том, что снижения цен в 2024 и 2025 годах не будет, рассказала и другой эксперт Анастасия Байбароша. По ее словам, на формирование текущих потребностей также влияет растущая ключевая ставка ЦБ.

«Ожидаем, что осенью она снова прибавит 2 п. п. до 20%. Это также вносит корректировку в конечную стоимость ТС для клиентов, так как основная форма покупки автомобилей — это кредит или лизинг. Автопроизводители всерьез обеспокоены этим фактором и готовят различного рода „специальные программы поддержки“ как для дилеров, так и для клиентов. Если ключевая ставка в 2025 году снизится, то ожидаем, что покупательская способность оживет. При этом уже с весны формируется отложенный спрос, который может „выстрелить“ при изменении ключевой ставки в следующем году», — заключила специалист.

Серый импорт?

После ухода многих международных компаний с российского рынка параллельный импорт стал практически единственным способом для покупателей получить доступ к иностранным автомобилям, которых официально в России больше не продают. Поэтому «серый» импорт через Казахстан и Беларусь стал довольно частой практикой.

Такой метод позволяет ввозить машины, обходя официальные дистрибьюторские сети и снижая затраты за счет минимизации налогов и пошлин. Как правило, такие автомобили не проходят сертификацию по российским стандартам или ввозятся через упрощенные схемы.

Российские власти неоднократно обсуждали варианты законодательного запрета серого импорта или его ограничения. Одним из предложений было введение жестких проверок и повышения ответственности за ввоз таких автомобилей, а также пересмотр соглашений в рамках ЕАЭС с целью более строгого контроля над движением товаров. Но пока окончательные меры не приняты, и серый импорт остается популярным способом приобретения машин.

Конечно, с учетом новых изменений в утильсборе, цены на такие автомобили также могут вырасти, хоть и в меньшей степени, чем на официально ввезенные транспортные средства.

***

Повышение утилизационного сбора с 1 октября, несомненно, оказывает значительное давление на автомобильный рынок России, о чем говорят многие эксперты. Ожидается, что цены на машины будут постепенно расти, особенно в массовом сегменте. Импортные машины станут дороже, но производители и дилеры попытаются минимизировать негативные последствия для покупателей через специальные программы поддержки. Тем не менее, несмотря на возможные скидки, общая тенденция указывает на дальнейшее подорожание транспортных средств до 2030 года.

#Общество #Эксклюзив #Екатерина Коломиец #Аналитика #Цены #Осень #Автомобиль #Утильсбор #Машина #Импорт
Подпишитесь