Posted 26 июля, 08:10

Published 26 июля, 08:10

Modified 26 июля, 08:12

Updated 26 июля, 08:12

Образ будущего. Какой должна была стать Карелия к 2020 году?

Образ будущего. Какой должна была стать Карелия к 2020 году?

26 июля 2024, 08:10
Фото: 1MI
Редакция «КарелИнформ» изучила стратегию социально-экономического развития Карелии до 2020 года: что планировали развить в республике 14 лет назад, как сильно изменилась экономика Карелии, с какими трудностями пришлось столкнуться властям и жителям региона — в нашем спецпроекте.

Карелия стала одной из важных территорий России, в которую вкладываются немалые средства: лес, металлургия, добыча камня и его обработка, рыбоводство и туризм — все это стало основными двигателями экономики региона. Планы по развитию этих отраслей появились еще в далеком 2010 году, когда развитие приграничного региона стало очевидной необходимостью.

Редакция КарелИнформ изучила Стратегию социально-экономического развития Карелии до 2020 года — документ, в котором обозначены цели и задачи развития Карелии.

Состояние Карелии к 2010 году

До разработки Стратегии в регионе действовала Концепция развития, в которой были представлены три этапа возрождения Карелии:

  • 1999-2001 — мобилизационный,
  • 2002-2007 — стабилизационный
  • 2008 инновационный

К 2010 году Карелия оказалась на стадии стабилизации, а кризис 2008–2009 года обнажил острые проблемы и заставил власти республики сделать акцент на реструктуризации и модернизации экономики, чтобы быстрее оказаться на стадии инноваций.

Плюсы

К 2008 году республика заметно подросла в большинстве отраслей экономики, вырос объем экспорта, увеличивались объемы товарооборота, платных услуг для населения, коммерческого грузооборота, росла прибыль предприятий, реальная зарплата и пенсии — макроэкономические показатели вывели Карелию в первую десятку Северных регионов.

Одним из явных показателей экономического развития республики был растущий валовый региональный продукт (ВРП) — он в 2008 году превышал 150 тысяч рублей на душу населения.

Основными отраслями, в которых «вращались» деньги, были обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь. К началу кризиса финансовый результат по крупным и средним предприятиям составлял более 8 млрд рублей прибыли — это в 4,7 раза выше уровня 2004 года. По итогам этого периода предприятия получили 15,2 млрд рублей — из них 13 млрд в сфере добычи полезных ископаемых за счет работы предприятия «Карельский окатыш».

Вырос объем инвестиций: в 2008 году он составил 22,75 млрд рублей, при том, что в 2007 году он был 19,2 млрд рублей — по индексу физического объема инвестиций рост составил 106,7% (в 2007 году — 93%).

Рост экономики оценивали и по приросту доходов в консолидированный бюджет: доходы поэтапно увеличивались с показателей в 9-12% до 23-30%, таким образом к 2005 году консолидированный бюджет и бюджет региона были исполнены с профицитом.

В рейтинге IRРЕХ «Оценка конкурентоспособности регионов России», который в 2008 года проводил АНО «Институт региональной политики», Карелия оказалась на 38 месте — среди регионов со средним уровнем конкурентоспособности. Республика была одним из крупнейших источников садковой форели, бумажных мешков и газетной бумаги.

Уровень жизни в регионе рос благодаря увеличению расходов бюджета на социальную сферу: с 2000 года расходы на этот сектор выросли в 6,3 раза, в том числе реализовывались программы по поддержке семьи, детей, пенсионеров, инвалидов и малоимущих жителей республики, начались реформы в сфере ЖКХ, начала расти средняя зарплата.

В 2008 году среднемесячная зарплата одного работающего в экономике республики была на уровне 16,7 тысяч рублей, для сравнения в 2007 году она была немного больше 13 тысяч рублей. При этом показатели росли быстрее, чем прожиточный минимум и цены в магазинах. Так, людей с доходом ниже прожиточного минимума, а он на тот момент был 5,3 тысячи рублей, за 7 лет стало меньше на 6%: с 23% в 2001 году до 17,1% в 2008 году.

Минусы

Несмотря на активный рост, экономика Карелии не могла долгое время устойчиво развиваться самостоятельно. Проблема заключалась, в первую очередь, в мировом кризисе 2008–2009 годов, который затронул в том числе и экономическое положение регионов. Для поддержания роста экономики в условиях кризиса в республике ставки были сделаны на лесопромышленный комплекс (ЛПК) как ведущий в структуре отраслей, но и здесь обнаружились серьезные проблемы, которые отражались не только на ЛПК, но и на всех сферах экономики Карелии.

    1. Высокое влияние внешних факторов. С одной стороны это экономический фактор (глобальная экономическая конкуренция, в условиях которой нужно интегрироваться в мировую экономику, усиление геополитического соперничества и др.). С другой — технологический: технологическая отсталость, низкая конкурентоспособность, низкое социально-экономическое развитие. Наконец, большое влияние оказывал социо-культурный фактор: демографический кризис, угроза потери культурной и территориальной идентичности и уникальности, «снижение качества и уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования в условиях усиления конкуренции в отношении квалифицированных кадров и возрастания роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития».
    2. Серьезное влияние на состояние экономики региона оказывали внутренние проблемы. В первую очередь начали расти цены на основные продукты и услуги, оказываемые единственными поставщиками. Технологии и оборудование на производствах Карелии были изношены, устарели и не позволяли увеличить объемы производства, сделать продукцию качественнее. Банки были не готовы давать долгосрочные кредиты, поэтому спрос и предложение кредитных ресурсов были не сбалансированы. В сфере ЛПК уже ожидали дефицит сырья, в том числе из-за отсутствия дорог, развитой системы логистики, малых энергетических мощностей. В республике была острая нехватка квалифицированных кадров.
    3. К 2010 году назрела серьезная проблема — монопрофильность экономики, когда в каждое поселение или город «держались» на градообразующем и, как правило, добывающем, предприятии. Появилась необходимость создавать новые обрабатывающие предприятия и внедрять новые технологии в производства.
    4. Проблемы были и в самом институте предпринимательства. Например, заниматься бизнесом в Карелии было рискованно из-за того, что защита прав собственности еще не была достаточно развита. Деловая культура ведения бизнеса была очень низкой. Вести бизнес легально было тяжело из-за издержек при транзакциях и экономических барьеров. Законодательство еще не было достаточно отрегулировано в сфере лесопользования, землепользования и недропользования. Государство и частный бизнес были далеки друг от друга, отсюда низкая ответственность предпринимательства перед конечными потребителями.
  • Проблемы с кадрами. Особенно остро стоял вопрос демографического кризиса и кадрового голода. За 7 лет население Карелии сократилось на 38 тысяч человек. Смертность была одной из самых высоких на Северо-Западе, а ожидаемая продолжительность жизни населения в республике примерно на 2,5 года была ниже, чем в среднем по России.
  • Социальные проблемы: республика к 2010 году еще не до конца оправилась от последствий 90-х. Жители Карелии страдали алкоголизмом и наркоманией, социальное неравенство чувствовалось особенно остро: по данным Стратегии среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченных жителей республики превышают доходы 10% наименее обеспеченных более чем в 10 раз. (Инфографика 7)
  • Сокращение специалистов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР): научный комплекс Карелии сократился в 3 раза. Из 53 действующих организаций сферы НИОКР к 2010 году сохранилось 16. Из 9,5 тысяч человек, которые в конце 80-х составляли кадровый потенциал, осталось около 1 тысячи человек. Из 12 отраслевых институтов функционировали всего 2. Академический сектор (Карельский научный центр РАН) по своей численности сократился в 1,5 раза. (Инфографика 6)

Чем все могло закончиться

Специалисты, разрабатывавшие Стратегию социально-экономического развития Карелии до 2020 года, учитывали последствия кризиса, проблемы, которые накопились в разных сферах. Развитие республики могло пойти по четырем сценариям.

Инерционный сценарий

Речь шла том, чтобы «плыть по течению»: оставить источником ВРП растущие цены или резкое увеличение объемов производства основных прибыльных секторов — железной руды, леса и пиломатериалов, целлюлозы, бумаги и картона. Задачей Карелии был бы только контроль за показателями роста ВРП, а реальное управление осуществлялось бы только на части небазисных секторов и некоторых зонах внутреннего рынка, который был бы свободен от импорта.

Основные предприятия ЛПК и ГПК были бы встроены в структуры других предприятий — ими управляли бы за пределами Карелии. На развитие местных «придатков» направлялись бы инвестиции, но на территории региона они были бы в качестве низших звеньев в «пищевой цепи» крупных международных и федеральных предприятий. Отсюда был высок риск неравномерного развития территорий Карелии, заброшенный Север, в который ехали бы работать только вахтами, экономика региона оставалась бы монопрофильной и продолжила терять свою конкурентоспособность. Республика бы выродилась в сырьевой регион с замедленным темпом экономического роста, закрывшимися производствами, не выгодными крупному бизнесу, миграционным оттоком населения и развитием только крупных городов.

Итогом такого сценария стала бы потеря контроля над инфраструктурой и приграничными территориями.

Инвестиционный сценарий

На этапе решения, в какую сторону двигаться, был предложен сценарий, по которому в Карелию должны были начать привлекать большое количество инвестиций, причем как российских, так и зарубежных. Отечественные, так и зарубежным инвесторам взамен должны были предоставить все ресурсы, которыми обладала республика (лес, водные ресурсы, полезные ископаемые), и дешевую рабочую силу, к которой привлекалось бы местное население, обученное по целевым программам, или из других регионов на вахты.

Ведущую роль играли бы традиционные для карельской экономики сектора — ЛПК, ГПК и металлургия, в которые вливались бы большие средства, в том числе из-за рубежа, на обновление техники, модернизации производств. При таких перспективах, темп развития экономики вырос бы до 4-7% в год при благоприятных условиях. Ключевыми узлами стали бы крупные промышленные города — Петрозаводск, Кондопога, Сегежа, Питкяранта, Сортавала, Костомукша. При этом сами аналитики отметили, что даже при серьезном инвестировании конкурентоспособсность Карелии могла не развиться: современные технологии не смогли бы сократить темпы отставания от высокоразвитых центров в тех объемах, в каких было необходимо.

Инновационный

В третьем варианте развития региона экономика должна была опираться на квалифицированных работниках, технологиях, которые могли бы конкурировать с соседними регионами и странами зарубежья. Основными задачами правительства стали бы инвестиции в науку, здравоохранение, формирование новых ресурсов и сфер услуг.

Предприятия должны были бы представлять собой кластеры, которые обеспечивают полный цикл — от добычи сырья до реализации конечного продукта. При реализации такой стратегии, население республики равномерно должно было распределиться по территории, привлекать квалифицированных специалистов из других регионов и стран. Рост экономики республики вышел бы на уровень развитых центров России, появились бы новые сектора экономики (информационные услуги, туризм, транспортная логистика, углубленная переработка ресурсов и др.), на обеспечение работы которых были бы направлены научные центры и технопарки и пр.

Для этого необходимы были бы крупные инвестиции при поддержке международных посредников, затем и некрупные инвесторы.

Оптимальный сценарий

По этому плану регион начал двигаться к 2020 году — он сочетает в себе инвестиционный и инновационный подходы, но с учетом рисков. Причем именно эти подходы имели бы самые высокие показатели по динамике ВРП, индексу промышленного производства, инвестициям, реальным доходам населения, безработицы и малоимущих жителей региона.

Так, с 2010 года власти Карелии начали поддерживать и развивать традиционные виды производств — ЛПК, ГПК, металлургию, рыбное хозяйство и туризм, — с технологической модернизацией, развитием региональных брендов и, следовательно, повышения производительности труда.

Из инновационного подхода в эту систему был включен принцип, по которому высокая конкурентоспособность экономики должна обеспечиваться за счет встраивания карельских предприятий в уже работающие внешние цепочки и генерации своих цепочек реализации продукции. Таким образом должны развиваться вспомогательные производства, повыситься инвестиционная привлекательность. Система кластеров должна составить экосистему, в которой обеспечен полный цикл производства карельской продукции, рабочих мест, увеличение темпов роста экономики, благосостояния жителей Карелии, а главным ресурсом должны стать люди.

Приоритеты бюджетной политики до 2020 года

Для развития республики в оптимальном сценарии была необходима глубокая реформа бюджетной политики.

В первую очередь, средства стали направлять на повышение качества жизни населения Карелии: увеличились расходы на образование, здравоохранение, культуру, совершенствовалась система финансирования этих сфер.

Должен был сокращаться дефицит бюджета региона- это должно было сохранить устойчивость экономики и дать возможность стабильно выполнять обязательства республики.

Систему бюджетирования стали делать прозрачной, более гибкой, ввели программный принцип расходов — начали повышать эффективность бюджетных расходов и системы бюджетирования.

Наконец, определена роль влияния налогов на развитие экономики, благодаря чему начался рост доходов бюджета, налоговая нагрузка должна была стать приемлемой, а малый и средний бизнес поддерживаться отдельными статьями расходов бюджета.

Пространственное развитие

Именно на пороге 2010 года было принято решение о принципе пространственного развития Карелии: города с крупными производствами, куда приходят инвесторы, растет благосостояние населения, должны стать материальным каркасом социально-экономического развития. В такие центры вводился комплекс программ развития и начали разрабатываться инфраструктурные проекты.

Для более активной работы в густонаселенных городах и поселках начали повышать роль местного самоуправления в организации социальной среды. Суть заключалась в том, чтобы опорные территории, или зоны опережающего развития, «подтягивали» соседние, менее развитые. Для поддержания экономики более депрессивных районов Карелии было принято решение о развитии туристического потенциала — введение экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Так, опорными территориями должны стать Петрозаводск и коридор развития Петрозаводск-Кондопога с развитыми предприятиями деревообработки, ЦБД, машиностроения, ГПК, науки и образования, туризма, агропромышленности и др.

Таким же развитым должен стать коридор развития Беломорск-Сегежа-Медвежьегорск, где ставки сделаны на ЦБП и лесохимию, алюминиевую промышленность, деревообработку, туризм, Костомукша и коридор Костомукша– Беломорск с приоритетами в сферах черной металлургии, машиностроения, деревообработки, транзита и таможни и пр., а также коридор развития Северное Приладожье: Питкяранта — Сортавала — Лахденпохья, где должны встать на ноги ГПК, деревообработка, транзит, таможня и туризм.

Оценки экспертов

Специалисты в области политики и экономики сходятся во мнении, что принятые решения и шаги в том, как должна развиваться Карелия в 2010–2020 годах, были верными.

К этому периоду самыми слабыми местами экономики Карелии стали нестабильное финансовое состояние из-за упадка предприятий и высокий уровень убыточных организаций, отмечает экономист, Спикер Евразийского Экономического Форума, Российского форума биотехнологий OpenBio Дмитрий Семенов. Основная проблема упадка экономики заключалась в том, что крупные предприятия на территории Республики, являлись структурными подразделениями крупных предприятий не зарегистрированных на территории Республики.

«В результате объем государственного долга на начало 2011 года достиг 8,9 млрд. рублей, что составляет 62% к налоговым и неналоговым доходам бюджета Республики Карелия из-за недополучения в бюджет налогов», — считает эксперт.

Другими ступорами развития стали дефицит энергетического баланса, зависимость доходов бюджета от ограниченного круга крупнейших плательщиков, высокий уровень убыточных организаций, недобор налоговых платежей, а также, низкая степень обеспеченности логистической инфраструктуры, которые упоминаются непосредственно в Стратегии развития Карелии до 2020 года.

Именно поэтому ставки на развитие традиционных для Карелии экономических секторов напрямую повлияли на уровень благосостояния жителей республики, отметил политолог, политтехнолог Вадим Попов.

Он подчеркнул, что серьезные реформы во всех сферах жизни, которые, казалось бы, далеки друг от друга, в первую очередь были обусловлены необходимостью повышения качества жизни населения Карелии.

Это ровным счетом то, о чем неоднократно говорил президент Владимир Путин. Правительство Карелии и ее депутаты синхронизировали социально-экономическое развитие региона с общефедеральными приоритетами. Так что это абсолютно своевременное и грамотное решение», — отметил эксперт.

По некоторым оценкам, основой для принятия решения по реконструкции основных отраслей экономики Карелии, послужила подготовка к вступлению России в ВТО, что произошло в 2012 году. Основным показателем этого процесса стало увеличение экспорта продукции углубленной переработки древесины. По этой причине в Стратегии развития Карелии основной и приоритетной сферой развития стал ЛПК, а при разработке сценариев развития и оценки эффективности экономической модели республики сравнивали показатели с соседними Финляндией и Норвегией.

Министерствo экономического развития Республики в 2004 году провелo анкетирование крупных и средних предприятий c целью оценить их деловую и рыночную активность, конкурентоспособность и тем самым выяснить степень их готовности к работe в условиях присоединения России к ВTO», — прокомментировал вопрос Дмитрий Семенов.

Республика Карелия входила в Совет Баренцева и Евроарктического региона, отметил специалист, что позволило начать медленный, но динамичный рост внешней торговли, увеличение товарооборота с Финляндией и Норвегией.

Основные поступления инвестиций, были связаны с развитием глубокой переработки древесины и разработка месторождений. Увеличилось культурное сотрудничество, произошло увеличение поступлений инновационных технологий в Республику», — считает Семенов.

Кризисы

За 10 лет Россия столкнулась с рядом кризисов, которые, естественно, повлияли на экономику регионов, в том числе Карелии. В первую очередь, это необходимость найти выход на переориентацию небольшого процента рынка на рельсы увеличения экспорта после вступления россии в ВТО, отмечает Дмитрий Семенов. Во-вторых, на экономике всех регионов сказались санкции, введенные евросоюзом в 2014 году после присоединения Крыма к России, однако инвестиционные вложения Финляндии в сфере деревообработки и производства электрооборудования они не затронули и даже положительно сказались на некоторых сферах производств:

Несмотря на то, что санкции имели двусторонний характер, и в ряде сфер

хозяйственной деятельности они облегчили жизнь российским производителям за счет вытеснения с рынка иностранных конкурентов, карельских производителей это коснулось в относительно небольшой степени», — отмечает Александр Волков, кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела институционального развития регионов Института экономики КарНЦ РАН.

Другим шоком, но внутреннего характера для Карелии стало вхождение ОАО «Карельский окатыш» в консолидированную группу «Северстали» в 2013, что обусловило значительное сокращение доходов регионального бюджета на определенном отрезке времени, поясняет Волков.

Наконец, крупным международным кризисом стала пандемия коронавируса, ударившая по экономике всего мира в начале 2020 года.

Итог

Власти Карелии ставили перед собой задачу повысить конкурентоспособность республики, для чего были приняты ряд решений. Некоторые из них прокомментировали специалисты.

Так, Дмитрий Семенов счел удачным вектор развития Карелии с учетом опорных территорий. Хотя, считает эксперт, во время реализации планов не обошлось без проблем.

Шероховатости были вызваны за счет внешнеполитической ситуации и изменений, которые нельзя было предугадать. В целом программа развития Республики 2010–2020 года, исполнена процентов на 60», — рассуждаем Семенов.

К 2020 году материальный каркас Республики был установлен прочно с прохождением всех трудностей на протяжении 10 лет, а это в дальнейшем позволило заложить в новую программу качественно новый подход с учетом старых ошибок.

Александр Волков считает, что конкурентоспособность всегда относительна. Например, если судить по темпам естественной убыли и миграционному оттоку населения, задача не была выполнена в полном объеме. Наиболее активная часть населения и, в первую очередь, молодежь, предпочитала покидать родные края и реализовывать себя на других территориях.

В то же время, в экономике Республики в данный период укрепились важнейшие предприятия, получила развитие транспортная инфраструктура, появились новые инвестиционные проекты. На мой взгляд, накопленный в данный период потенциал не успел в полной мере трансформироваться в положительные эффекты для общества ввиду последующих шоков 2020 и 2022 годов», — оценил процессы развития республики специалист.