В Верховном Суде Республики Карелия состоялось заседание о признании действий фашистских захватчиков и их пособников на территории Карелии геноцидом в период Великой Отечественной войны.
В ходе заседаний была заслушана позиция Прокуратуры Карелии, речь главы региона Артура Парфенчикова, а также слово малолетних узников концлагерей, а территории Петрозаводска Ленины Макеевой и Галины Чепуриной.
В период оккупации территорий Карелии с осени 1941 года и до конца июня 1944 года войска Финляндии, выступавшие пособниками нацистов, организовали свыше 100 концентрационных и трудовых лагерей для гражданского населения и советских военнопленных.
В них людей морили голодом, пытали, использовали в качестве бесплатной рабочей силы, что подтверждено многочисленными архивными документами, материалами уголовных дел, свидетельствами очевидцев и жертв концлагерей.
«В помещениях 20 квадратных метров проживали до 7 семей. Среди них быстро распространялись болезни и инфекции. Начинались эпидемии дизентерии, тифа, цинги. Заключенные привлекались к тяжелейшему физическому труду, порой бесцельному, абсолютно издевательского характера. Порабощено мирное население, использовалась бесплатная рабочая сила, в том числе и детская», — отметил Артур Парфенчиков.
Он также привел показания жителей Карелии, пострадавших от рук захватчиков. Так, паек хлеба для заключенных составлял до 300 граммов в неделю. Детей, идущих в школу мог расстрелять часовой. Над пленными издевались с особой жестокостью — морили голодом, вкалывали яд в открытые раны, избивали через просоленные простыни, впрягали в сани зимой для перевозки дров, в этих условиях заставляли работать по 18 часов.
В ходе заседания был представлен документальный фильм, посвященный событиям на территория Севера и Северо-Запада СССР в период Второй Мировой войны. Особое внимание было уделено личности военного деятеля Финляндии, военного маршала, а в последствии президента Финляндии Густава Маннергейма, находившегося в тесных отношениях с правящей ячейкой фашистов в Германии. Именно с подачи Маннергейма Финляндия разрешила немецким войскам использовать свою территорию для наступления на СССР.
«Две трети самой экономически развитой территории советской Карелии оказались под оккупацией Финляндии. Выступая на стороне Германии, Финляндия в первую очередь планировала расширить свои границы за счет территорий Карело-Финской АССР, которую финны называли Восточной Карелией», — выступил Прокурор Карелии Дмитрий Харченков.
Еще в апреле 1941 года президент Финляндии поручил подготовить научное исследование, на основании которого предстояло убедить Германию в том, что эти территории исторически принадлежали его государству. В основу освоения территорий Карелии был положен принцип сегрегации: близкие по происхождению финнам народы должны были стать гражданами Великой Финляндии, а остальные — заключены в концлагеря, использованы для работ и высланы на территории, оккупированные Германией.
К концу 1941 года в карельских концлагерях находилось свыше 20 тысяч человек, основная часть которых — дети, женщины, старики. К апрелю 1944 года их число выросло до 24 тысяч — это около 20% всего населения, которое попало под оккупацию. На сегодняшний день известно, что только в Петрозаводских лагерях погибли более 7 тысяч узников. Всего убито и замучено 8028 мирных граждан, 18 тысяч военнопленных. Точное число убитых до сих пор не установлено.
Оккупантами были уничтожены населенные пункты, предприятия, порты, железная дорога, учреждения культуры и науки, здравоохранения, уничтожены все городские электростанции, связь, водопровод и канализация, значительно пострадал жилой фонд. Общий ущерб, причиненный инфраструктуре Карелии в переводе на современный курс рубля оценивается более чем в 20 трлн рублей.
До сегодняшнего дня финские власти отрицают создание концлагерей на территории Карелии и участие финских войск в зверствованиях против населения республики.
Принявшие участие в заседании суда свидетели отметили, что получали компенсацию от властей Германии, но не от пособников нацистов. Так, Ленина Макеева, находившаяся в период ВОВ в концлагере в Петрозаводске, в своем выступлении отметила, что запрашивала компенсацию от властей Финляндской Республики, однако ей было отказано, поскольку действия финских войск не были признаны геноцидом на территории Суоми.