Posted 14 июня, 19:00
Published 14 июня, 19:00
Modified 14 июня, 19:00
Updated 14 июня, 19:00
Не так давно редакция обратила внимание на внешний вид некоторых Петрозаводчан. В одном из магазинов карельской столицы в очереди на кассу стоял мужчина на вид лет 60-ти. В руках были незатейливые хлеб, сосиски и водка. А вот пальцы были «украшены» посиневшими изображениями. В течение нескольких дней сотрудники КарелИнформ обращали внимание на нательные изображения. Стоит сказать, что основной контингент с «блатными» татуировками — мужчины на вид 40-60 лет. Женщины с наколками не были замечены. Примечательно, что в очередях в магазине, на улице, в кафе, в любых учреждениях есть и молодые люди с татуировками совершенно разного стиля.
Раньше, еще с давних времен татуировки носили сакральный характер, выступали оберегами. Кто не видел фотографии даже современных африканских племен, наносящих рисунки и «пирсинг» в качестве маркирования по возрасту, статусу или семейному положению?
В качестве клейма преступника татуировки и выжигание распространилось в России еще в царское время. Изучением нательных изображением занялись в начале прошлого века, потому что тату стали своеобразных «инструментом» криминального мира и зон: тату носили сакральный смысл, отличали членов преступных банд и группировок.
К середине 20 века в блатном мире сформировались свои тату-законы. Осужденные определенного статуса в тюремной иерархии могли носить только определенные тату. «Забитое» тело стало своеобразным досье: «кто по масти», за что получил срок, по каким мотивам, сколько лет придется провести в заключении, сексуальные предпочтения, любовные дела, вера, отношения с матерью и многое другое. За «подделку» авторитета и информации можно было даже лишиться жизни.
Изученные татуировки на телах зэков насчитывает десятки тысяч изображений с различным скрытым смыслом. Приведет самые яркие из них:
Паук в паутине — татуировка у человека с пагубным пристрастием к веществам. Иногда изображение колят на голову. Если паук без паутины, значит перед вами карманный вор.
В современности татуировки перестали быть отличительным знаком «сидевших». Молодые люди часто делают татуировки в дань моде, стилю и самопрезентации.
«Я еще подростком хотела себе тату. В тот период было очень модно носить длинные челки, майки и „забивать рукава“. Мне тоже хотелось быть на волне, но набить „татуху“ смогла только в 18. Нашла эскиз совы. Почему сова? Обычно это символ мудрости. Только спустя несколько лет мне знающие ребята сказали, что это символ одиночества. Надо было сначала разобраться, конечно. Сейчас раз в несколько лет хожу на коррекцию, но больше делать тату не хочу. Они надоедают уже лет через пять, даже если когда-то очень их хотелось», — рассказала собеседница издания с татуировкой Александра.
Другой наш собеседник, находящийся сегодня в зоне СВО, пребывая в отпуске в Петрозаводске летом 2023 года, сделал себе татуировки со сценами из сказки «Маленький принц». Мужчина поделился:
«Я мечтатель. Сказка в чем-то для детей, но чем я старше, тем больше понимаю „взрослый“ посыл. Сейчас мне важно сохранить что-то, что напоминает о том, кто я. Для меня это важно, поэтому набил сцены, где герои на планетах», — рассказывал боец.
Мы пообщались с начинающим тату-мастером из Петрозаводска Ариной Н. Девушка давно мечтала заниматься тату. Для нее нательные изображения — искусство.
«Клиенты хотят что-то необычное, красивое. Кто-то просто хочет сделать картину на всю спину. Для кого-то „татухи“ символ связи с родными, которые умерли, или часто мужчины делают тату на рождение детей. Молодожены иногда приходят набить дату свадьбы, хотя, это уже считается плохой приметой. Есть „кадры“, которым хочется поставить на себе эксперимент — на какой части тела больнее, и сколько выдержит», — поделилась мастер.
Татуировки стали частью изобразительного искусства. В крупных городах проводятся фестивали, выставки работ мастеров. Более того, талантливый тату-мастер в среднем зарабатывает от 60 тысяч рублей, а запись ведется на месяцы вперед.
Татуировки с «блатным» значением перекочевали в массовую культуру и обрели новые смыслы.
«Паука бьют обычно те, кто хочет сказать миру, что его лучше не трогать. Не слышала, чтоб паука набивали как знак зависимости, ко мне, по крайней мере, с таким не обращались, не говорили [об этом — прим.ред]», — поделилась Арина.
Чаще всего клиенты в карельской столице выбирают этнические рисунки, природные элементы вроде колосьев травы, букетов цветов, животных или рыб.
«Иногда приходят анимэшники, приносят эскизы с мультиками, кто-то „фанатеет“ от сериалов или музыкантов. Тут все индивидуально», — поделилась мастер.
**********
«Блатной» язык татуировок, судя по всему, ушел в прошлое. Субкультуры, желание выделиться или навсегда запечатлеть нечто важное освоили сферу тату. Но есть большая разница между синими наколками на руках у людей постарше и картин на руках и спинах молодежи. Стоит быть осторожнее в общении с теми, у кого есть тату. Мало ли русалка на плече — далеко не значит любовь к мифам.
© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт karelinform.ru обязательна. Полные правила
Сетевое издание «КарелИнформ». Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74139 от 23 ноября 2018 г.
Учредитель: ООО «ПремьерМедиаИнвест»
Главный редактор: Лузина Ольга Алексеевна
Телефон: +7 (499) 110-58-85 / +7 (985) 271-64-15
Электронный адрес: [email protected] / [email protected]
Адрес редакции: 109 044, Москва г, вн. тер. г. муниципальный округ Таганский, ул. Воронцовская, д. 20, этаж 2, ком. 14