Posted 10 июня, 14:26

Published 10 июня, 14:26

Modified 10 июня, 14:26

Updated 10 июня, 14:26

Мы со своим уставом не лезем в чужой монастырь: в России могут запретить носить никаб

Мы со своим уставом не лезем в чужой монастырь: в России могут запретить носить никаб

10 июня 2024, 14:26
Фото: pxhere.com
В России разгорелись дискуссии вокруг высказывания главы СПЧ о необходимости запретить ношение никаба. Такую идею поддержали некоторые политики, и даже муфтии нескольких регионов. Нужно ли вводить такой запрет и почему — в нашем материале.

«Не наша культура»

Глава Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Валерий Фадеев выступил за законодательный запрет ношения никабов в России. Об этом он заявил в интервью «Парламентской газете» — спикер размышлял о факторах, повышающих риски экстремизма.

«Обращу внимание еще на одну проблему: в России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. И это при том, что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены», — высказался Фадеев.

Такая позиция главы СПЧ вызвала дискуссии. Заявлением Фадеева возмутился Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, который назвал такие призывы «актом нарушения норм светского права и Конституции». А первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов отметил, что подобные посягательства будут расценены как недружественные шаги в отношении ислама.

Некоторые все же поддержали идею Фадеева — в первую очередь, его коллеги по СПЧ Кирилл Кабанов и Ева Меркачёва, которые напомнили, что никаб не имеет отношения к традициям коренных народов России, исповедующих ислам. К тому же, в ряде мусульманских стран такие ограничения тоже существуют.

Против ношения никаба высказался и депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев в интервью каналу «Дума ТВ». Исповедующий ислам дагестанец отметил, что этот головной убор не имеет никакого отношения к его религии и культуре. Более того, «агрессивный черный цвет» вызывает у парламентария жуткий образ в контексте нынешних реалий.

Где запрещены никабы

Ношение никаба и паранджи (закрывающей и глаза) запрещено на законодательном уровне в ряде стран, где большинство населения традиционно исповедует ислам. Такие ограничения существуют, например, в Узбекистане, Таджикистане, Египте, Тунисе, Индонезии и Марокко.

Аналогичный запрет хотят ввести в Киргизии: в минувшем году там инициировали законопроект о введении штрафа за «объемную бороду» и ношение никаба.

Носить одежду, закрывающую лицо, нельзя и в некоторых странах Европы. К примеру, такой запрет действует во Франции. А в сентябре минувшего года аналогичный закон приняли в Швейцарии.

«Традиционный момент»

Муфтий Карелии Абдуль-Азиз Дятко (Сергей Дятко) выступил против запрета носить никабы. По его словам, ношение такого головного убора — чаще всего приверженность традициям в некоторых странах. И мы не можем запретить людям следовать их традициям.

«Я конечно же против такого запрета. Некоторые люди говорят, что никаб — не из норм ислама. Да, из норм ислама — обязательное покрытие тела женщины, кроме лица и кистей рук. Получается, никаб — не обязательный элемент, но ведь есть этический момент. Во многих странах востока это традиция исторически. Это традиционный момент и поэтому запрещать традицию какого-то народа, тем более в мультикультурном сообществе, неправильно», - высказался председатель Духовного управления мусульман Карелии.

По словам Муфтия, никто не запрещает девушкам носить открытую одежду, и ровно также никто не должен запрещать им закрывать тело и лицо.

«Мы же не можем запретить девушкам оголять какие-то части тела, что для нас, например, как для верующих, недопустимо. Это мультикультурное общество, мы не вмешиваемся в личное пространство. Мы можем призвать, но запрещать нельзя», — добавил Абдуль-Азиз Дятко.

Муфтий также не понимает причину желания ввести подобный запрет не в каких-то учреждениях, а в целом в стране.

«Если бы это было связано с безопасностью, я понимаю…преступники могут скрыться под никабом специально. Но ведь это должно быть как-то разумно — может быть, в каких-то определенных местах, где требуются особые меры безопасности. А не просто запрет для всего общества, » — отметил председатель Духовного управления мусульман Карелии.

«Как элемент одежды террористов»

Никаб не является собственно религиозным предметом одежды для мусульманок, это «гражданская одежда для ношения на голове», высказался карельский политолог Анатолий Цыганков. По его словам, этот головной убор носят женщины в странах, где исповедуется радикальный ислам — ваххабизм.

«Данное религиозное течение агрессивно наползает на все мусульманские страны мира, стараясь вытеснять традиционный ислам, который в России является нормой. В традиционных мусульманских странах ношение никаба запрещено. Тогда почему оно должно быть разрешено в России?», — прокомментировал политолог.

По словам Цыганкова, в России никаб воспринимается в общественном сознании как элемент одежды террористов. В современной истории России ряд терактов с участием «фанатичных женщин-мусульманок» совершались с применением этого головного убора как способом сокрытия лиц. И потому само собой в нашей стране к никабам относятся со страхом и опасением. В общественном сознании граждан России это элемент одежды, несущий террористическую угрозу, это одежда шахидок-смертниц, отметил Анатолий Цыганков.

Политолог добавил, что никаб — это политический инструмент для переформатирования мировоззрения российских мусульман, и люди, не понимающие этого, считают возможным относиться с уважением к «мусульманским традициям». Хотя, по словам Цыганкова, никаб как раз разрушает традицию.

«Но почему в России должны с уважением относиться к форме головного убора, который чужд и страшит граждан нашей страны? У нас существуют собственные традиции, в том числе и традиционного мусульманского содержания (ношения женщинами платка на голове — хиджаба), вот к ним и надо относиться с уважением», — высказался политолог.

По мнению эксперта, если иноверцы приезжают в Россию, то они обязаны соблюдать традиции русского населения.

«Никабы для ношения должны быть запрещены в России, потому как они посягают на традиционные ценности русских людей. Наши русские традиции для нас важнее, чем традиции мигрантов из мусульманских стран, исповедующих ваххабизм. — отметил Цыганков. — Поэтому если представители радикального ислама желают ходить в никабах, то им не надо приезжать в Россию. И проблема мировоззренческого конфликта сама собой исчезнет. А если женщины-мигрантки, желая проживать на чужой для них российской территории, продолжают ходить в никабах, ссылаясь на ваххабистскую (радикальную) норму, то это должно расцениваться как демонстративное нежелание интегрироваться в российский (русский) социум, как вызов традициям коренного населения. Эти люди не желают встраиваться в наше общество, соблюдать законы нашей страны».

«Пусть у себя дома носят»

КарелИнформ провел в соцсетях опросы среди жителей Карелии, спросив их о том, стоит ли в России запрещать носить никаб или нет. И результат оказался ожидаемым — большинство людей поддержали запрет.

В одном из опросов приняли участие 923 человека, и 70% респондентов ответили, что нужно запретить мусульманкам в нашей стране носить никабы. Оставшиеся 30% участников опроса выступили против такого запрета.

Во втором опросе приняли участие всего 187 человек, но и здесь результат аналогичный: 77% респондентов выступили за запрет, а оставшиеся 23% — против.

Среди причин поддержки запрета жители Карелии назвали безопасность и то, что в России никогда не было таких традиций.

Напряженная обстановка, мало ли кто скрывается под никабом», — отметила одна из жительниц республики Татьяна.

«Россия — светское государство, тут не могут работать религиозные законы», — высказался житель региона Олег.

«Думаю, никаб может быть опасен, но в этом виноват не сам никаб, не мусульманине, а люди, которые будут использовать это не для благих целей, но в хиджабе ничего такого нет, лицо открыто и никаких проблем», — отметила еще одна жительница Карелии.

«Пусть у себя дома носят, а если приехали жить в Россию, нечего это носить», - категорично высказалась жительница республики Ирина.

Однако некоторые посчитали запрет ношения никаба глупым: мол, кому какая разница, кто в чем ходит?

«Я думаю, глупости это, какая разница, кто в чём ходит? 190 наций, ребята, прекращайте», — высказался житель Карелии Владимир.

«В этом нет ничего такого, сначала запрет будет на никаб, а потом на хиджаб», — отметил житель региона Сергей.

«Русские традиции менее важны»?

Политолог Анатолий Цыганков считает, что для нашей республики эта тема в данный момент не актуальна. Мусульманские семьи, исповедующие радикальный ислам, осваивают сегодня южные регионы России, Поволжье, столичные центры (Москву с Санкт-Петербургом). Но от этого сам предмет для дискуссий о религиозных традициях не исчезает.

«И не о никабе речь идет в данном случае, а о хиджабах. Насколько правильно носить их в регионах, где проживают русские люди и разнонациональные народы русской культуры, тем самым покушаясь на традиции народов русского мировоззрения? , — задался вопросом политолог. — Почему нужно учитывать интересы мусульманских народов, исповедующих традиционный ислам, и не учитывать, то есть не уважать, русские традиции?»

К примеру, добавил Цыганков, в Чечне недопустимы к ношению шорты (существует региональный запрет на сей счёт), тогда почему ношение хиджаба в публичных местах Москвы, Санкт-Петербурга или Петрозаводска допустимы? Напомним, в Чеченской республике в 2020 году региональное министерство туризма выпустило официальные рекомендации, установив в них, что на территории Чечни не принято ходить в публичных местах в шортах и футболках. И туристы, приезжающие в Чечню, считают правильным для себя не спорить с этим и уважать религиозные традиции мусульманского населения.

«И это правильно. Но тогда это же правило должно точно также работать и в другую сторону. Мусульманки не должны ходить в хиджабах, где действуют русские традиции. Или наши русские традиции какие-то второго сорта и русскими традициями можно пренебрегать мусульманам? Это серьёзный вопрос, который стучится в наши двери, и в карельские в том числе. Задайтесь вопросом: русские интересы и русские традиции разве менее важны, чем интересы и традиции чеченцев, дагестанцев, татар и других народов России?», - добавил эксперт.

Как упредить конфликт в этой духовно чувствительной сфере между коренными народами России? По словам политолога Анатолия Цыганкова, ношение хиджабов допустимо в регионах с мусульманским населением, и напротив их ношение не допустимо в регионах с преобладающим русским населением — нужно учитывать региональные реалии.

«Скажем, сама школа или вуз должны разрешать или нет учащимся, студентам носить в учебных помещениях хиджабы. Это нужно прописывать в уставах образовательных учреждений. Ношение хиджабов ученицами в школах города Грозного (в Чечне) — это хорошо, а Петрозаводской школе — недопустимо. И не надо тут ни на кого обижаться. Образно говоря, мы со своим уставом не лезем в чужой монастырь, а иноверцы — в наш пусть не лезут. И тогда наступит межконфессиональный мир», - заключил эксперт.