Еще полтора года назад сразу семь компаний, осуществляющих автобусные пассажирские перевозки в Петрозаводске, обратились с иском к администрации Петрозаводска с требованием отменить постановление мэрии N4334 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе». Предприниматели выступили против решения властей перевести три маршрута на регулируемый тариф и заключить брутто-контракты (когда перевозчик получает оплату работ по контакту, а вся выручка от реализации билетов перечисляется в бюджет заказчика).
Старые перевозчики лишились маршрутов в самые отдаленные районы города — Птицефабрика, СКЗ и Соломенное. Хотя срок действия выданных им администрацией города в 2021 году свидетельств, дающих право на перевозки по этим направлениям, истекает только в 2026 году. Поэтому представители ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «Автосити», ООО «Транспортная компания», ООО «АТП № 4 Тосноавто», ООО «ТК Паллада» отправились в суд.
Спустя полтора года маршрутчики одержали победу в суде. Верховный суд Карелии 3 июня оставил в силе решение Петрозаводского городского суда, вставшего на сторону перевозчиков.
Транспортную реформу в Петрозаводске запустили в прошлом году, а ее инициатором стал бывший глава города Владимир Любарский. Еще тогда обсуждалось, что создать муниципальное предприятие, которое могло бы взять на себя автобусные перевозки, городу не по силам. Ведь затраты только на закупку подвижного состава для МУП, по предварительным оценкам, составили бы около 1,5 млрд рублей. Единственным вариантом решения проблемы стал переход всех перевозок общественным транспортом на регулируемый тариф и заключение контрактов на эту работу.
Первым этапом транспортной реформы стал переход на регулируемый тариф трех маршрутов — №5, 29 и 14. Водители должны были строго следовать расписанию, придерживаться определенному маршруту и соблюдать другие условия контракта, заключенного с администрацией карельской столицы. Иначе перевозчику грозили штрафы.
Даже городские власти не скрывают, что до появления новых автобусов общественный транспорт Петрозаводска был, мягко говоря, ненадежным. Перевозчики не соблюдали (не соблюдают до сих пор) расписание и маршруты движения, подвижной состав изношенный и неэстетичный, водители допускают некорректное поведение. И несмотря на все это, стоимость проезда регулярно повышается. Но повлиять на это городские власти не могут — все автобусные перевозки (пока что кроме №5, 29 и 14) осуществляются по нерегулируемому тарифу. Тариф Петросовет может установить только для муниципального троллейбусного управления. Так что у города нет контрактных отношений ни с одной из частных компаний, обслуживающих Петрозаводск, и, как следствие, нет никаких инструментов влияния. В результате повлиять на стоимость проезда в маршрутных автобусах, согласовывать с перевозчиками его повышение администрация не вправе.
С новыми автобусами ситуация обстояла иначе — мэрия могла контролировать деятельность перевозчика «Транс-Балт». Что еще важнее, горожане наконец смогли ездить на нормальном транспорте с вежливыми водителями, с терминалами оплаты, кондиционерами и многими другими преимуществами. Три маршрута, на которых работал «Транс-Балт», наконец стали ездить по расписанию, да и автобусы можно отследить в онлайн-приложении. Однако всего этого не будет уже в июле — на маршруты вернутся старые «пазики», которые так не любят многие петрозаводчане. Контракт с «Транс-Балтом» закончится в конце июня, а продлить его администрация больше не может.
Не исключено, что частные перевозчики вновь начнут повышать цены на проезд. Ведь рост стоимости уже начался — на днях ООО ТК «Паллада» объявила о подорожании проезда на маршруте №3. С 10 июня билет будет стоит 50 рублей.
Запуск транспортной реформы в Петрозаводске обошелся недешево. В конце 2022 года тогда еще замглавы города и председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова рассказывала, что начальная максимальная цена контракта на 2023 год по брутто-модели оценивалась в 2,2 млрд рублей. При этом выручку оценивали в 800 млн рублей.
Тогда экс-мэр столицы Карелии Владимир Любарский, который покинул пост перед запуском новых автобусов, рассчитывал на республиканскую помощь. И она была. Чиновник также обещал при наличии средств запустить новые автобусы и на других маршрутах.
Сейчас очевидно, что новых автобусов в Петрозаводске не будет не только на дополнительных маршрутах, но и на трех старых — №5, 14 и 29. После решения Верховного суда глава города Инна Колыхматов сообщила о прекращении транспортной реформы. Точнее, о ее «переносе» на два года.
«Решение суда поставило точку в споре администрации с прежними перевозчиками. Переход на систему брутто-контрактов сейчас отменен. Точнее — он откладывается на два года, пока не закончится срок действия свидетельств прежних перевозчиков», — заявила мэр карельской столицы.
При этом Колыхматова заявила, что власти продолжат работу с законодателями и будут «требовать от всех участников рынка пассажирских перевозок честной работы и соблюдения прав пассажиров». Но разве кого-то будут волновать требования на словах, когда настоящей управы над перевозчиком нет?
Как прокомментировал карельский политолог Анатолий Цыганков, результаты судебных споров показали, что в петрозаводской мэрии работают «мало квалифицированные специалисты».
«Не предусмотрели возможные риски (юридического характера прежде всего) и вошли в так называемую транспортную реформу, не просчитав варианты её реализации, а главное возможные угрозы. Что и привело в итоге к печальному для истца, в лице столичной администрации, результату, но и горожане тоже от этого пострадали», — отметил Цыганков.
По словам политолога, не исключено, что мэрия должна будет даже компенсировать частным перевозчикам финансовые потери за тот период, на который их лишили возможности работать на отобранных у них маршрутах.
«Придётся отказываться от прежней финансовой схемы функционирования общественного транспорта (а это значит, заявленная реформа провалена, ради чего и затевалось всё). Пассажиры тоже в проигрыше… Кто виноват в этом? Только Петрозаводская мэрия, ну ещё, не исключено, в соответчиках правительственные консультанты», — заключил политолог.