Posted 4 июня, 19:00
Published 4 июня, 19:00
Modified 5 сентября, 13:21
Updated 5 сентября, 13:21
Анализ преступности в мигрантской среде как действий отдельных приезжих либо маленьких организованных групп является бесполезным занятием. Мигрантские сообщества на сегодняшний день пронизаны разнообразными вертикальными и горизонтальными связями, по сути представляя собой собственные социумы с уникальной иерархией и социальной стратификацией. В последнее время в новостях все чаще встречаются статьи о массовых драках мигрантов, конфликтах, в которых участвуют люди с хорошей физической подготовкой, обученные эффективно справляться со своими соперниками в специальных «закрытых клубах».
Справедливо отметить, что в некотором смысле российские города постепенно возвращаются к 90-м. Однако, в отличие от прошлого, когда уличная преступность была характерна для местных маргиналов, сегодня их место частично занимают сообщества, сформировавшиеся из иностранцев и «новых россиян». Обратно выросло число преступлений, совершаемых приезжими в отношении женщин и детей. Согласно данным Следственного комитета РФ, количество уголовных дел по «мигрантским» преступлениям против половой неприкосновенности значительно возросло. Только за прошлый год было возбуждено 737 таких дел.
Более того, в 2023 году в России и вовсе наблюдался резкий рост преступности среди мигрантов — об этом рассказывал Генпрокурор Игорь Краснов. Число совершенных иностранцами преступлений выросло на 75%, до 21,8 тысяч.
Краснов обратил внимание на то, что важно не только обеспечить неотвратимость наказания, но и усилить работу по профилактике противоправного поведения: «Более жесткие меры необходимы и в отношении должностных лиц, которые вопреки закону выдают мигрантам патенты, виды на жительство, сертификаты на знание языка».
В России существует множество «этнических» бойцовских клубов, где зачастую и тренируются члены этнических ОПГ, рассказывает специалист по единоборствам Петр Фишт изданию Росбалт. По его словам, в них есть четкое распределение по национальному признаку — русских туда не пустят. Эксперт заявляет, что существует немного боксерских клубов, но больше — ММА, поп-ММА.
ММА — смешанные единоборства — представляют собой сочетание различных стилей борьбы, таких как самбо, джиу-джитсу, кикбоксинг, бокс и другие дисциплины. Власти городов или регионов, где распространены подобные клубы, зачастую объясняют их существование необходимостью адаптации для мигрантов. Мол, привычные занятия в новой среде. Однако Петр Фишт уверен, что на самом деле происходит не влияние на мигрантов русской культуры, а, скорее, наоборот.
В открытых источниках реестр таких клубов, конечно, не найти. Обычно они не хотят «светиться» и пускать «чужих».
Некоторые эксперты называют происходящее термином «абу-бандитизм».
«Среди выходцев с Кавказа и из Средней Азии сформировалась субкультура абу-бандитов, замешанная на лютом коктейле из АУЕ („Движение АУЕ“ признано Верховным судом экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории России — прим. „РосБалта“), худших восточных традиций и радикальных форм исламизма, где нападение толпой на одного, приставание к девушкам, криминальные промыслы и оскорбительные треш-токи считаются поведенческой нормой и удалью. Культовыми персонажами абу-бандитов являются террористы, бандиты, радикальные имамы и самые отмороженные бойцы поп-ММА», — говорит писатель, блогер и публицист Роман Антоновский.
Закрытые «бои»?
Сегодня можно чаще увидеть опубликованные в соцсетях ролики с «джигитовкой» на дорогах, избиениями, приставаниями к девушкам и другое. И под такими роликами можно найти сотни радостных комментариев.
Обычно и авторы видео, и комментаторы — низкооплачиваемые и низкоквалифицированные рабочие, очень часто еще и нелегальные. Все они зависят от работодателя, и занятие в закрытом бойцовском клубе для них или участие в каких-нибудь нелегальных «боях» — единственная возможность почувствовать себя свободным самостоятельным человеком.
Такие «выступления» в мигрантских клубах зачастую становятся некой ступенью для участия в более престижных соревнованиях. Практически все участники поп-ММА тренируются и выступают под эгидой своих этнических промоутеров.
Спортивные клубы, где тренируются мигранты, вполне легальны. Но иногда нет возможности разобраться в статусе конкретного заведения.
Где проблема особенно остра?
Конечно, больше всего таких этнических клубов в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя бы потому, что именно там самое большое количество мигрантов. Причины — не только рынок труда и необходимость дешевой рабочей силы, но и здесь проще выбиться на престижные ММА турниры.
В самих клубах говорят, что только в Москве или Санкт-Петербурге можно принять участие в любительских мигрантских турнирах и потом быть замеченным и получить шанс попасть в «высшие» лиги. Конечно, далеко не каждому это удается. Поэтому, остается лишь предполагать куда идут приобретенные в клубах умения остальных.
По оценкам специалистов, сейчас в столице России существуют минимум 30 киргизских бойцовских клубов, примерно по 12-14 — таджикских и кавказских. В Санкт-Петербурге цифры ниже, но не сильно.
А в Карелии?
Бойцы ММА довольно часто попадают в новости — и обычно это криминальные сводки. К примеру, в октябре 2022 года в Подмосковье двое бойцов поп-ММА избили мобилизованных призывников в торговом центре, когда те делали покупки перед отправкой на фронт. Оба преступника были задержаны. До этого — в 2018 году — боец ММА Анвар Батиров в Парке Горького в Москве нанес удар студенту-медику, едва не убив юношу.
В Карелии подобных этнических бойцовских клубов, по всей видимости, нет. Есть только множество обычных спортивных клубов единоборств, где занимаются все нации.
К примеру, как нам рассказал президент Федерации ММА в Карелии Евгений Садовников, в республике смешанными единоборствами занимаются и представители других национальностей, но к вышеописанным ситуациям они не имеют отношения.
“Все доброжелательные и воспитанные ребята… В жизни происходит различные ситуации и вид спорта не является прямым показателем поступков и поведения, человек может быть агрессивным и не занимаясь спортом вовсе, мне наоборот единоборства помогают не вступать в конфликты», - отметил Садовников.
Президент Федерации бокса в Карелии Владимир Мышковец также сообщил, что ни в каких конфликтах его спортсмены замечены не были.
Однако настороженность в Карелии все же есть. Ведь все помнят совсем недавний конфликт, связанный с братьями Кадашевыми — мастерами спорта по самбо и каратэ. Напомним, что их обвиняют в «угрозе убийством и причинением тяжкого вреда здоровью», «умышленном причинение легкого вреда здоровью, совершенном из хулиганских побуждений», «хулиганстве» и «похищении человека группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, и угрозой его применения».
Джахангира Кадашева обвиняют в том, что в баре «Ели-Пели» он избил отдыхавшего там сотрудника Росгвардии, а Джаваншира Кадашева — в том, что в Больнице скорой медицинской помощи Петрозаводска избил медбрата, студента ПетрГУ Сулеймана Гайбулладжанова.
Самое тяжкое обвинение в похищении человека группой лиц по предварительному сговору с применением насилия было предъявлено обоим братьям Кадашевым и их приятелю Раулю Джафарову. Изначально конфликт возник в соцсетях между Джафаровым и Мамедовым. Джафаров, по версии следствия, решил проучить Мамедова и обратился за помощью к Кадашевым. Но «обидчик» на телефонные звонки не отвечал, тогда удалось «вычислить» родного брата Мамедова и выманить на улицу. По версии следствия, троица затолкала мужчину в автомобиль, его увезли в другое место и избили. Процесс избиения был заснят Джафаровым на телефон и разослан родственникам потерпевшего. При этом сам потерпевший по данному делу несколько раз менял свои показания, и на одном из заседаний и вовсе отказался от своих слов о похищении.
Предыдущие «подвиги» Кадашевых получили широкий общественный резонанс несколькими годами ранее. Так, в 2020 году титулованный спортсмен (победитель первенств Европы по карате, неоднократный чемпион Всероссийских игр боевых искусств и призер первенств СЗФО по боевому самбо) Джахангир Кадашев получил условный срок за жестокое избиение молодого человека, сделавшего замечание шумной компании. А его брат, тоже каратист, Джаваншир Кадашев был приговорен к ограничению свободы за избиение петрозаводчанина около развлекательного заведения. Мастер единоборств тогда отправил потерпевшего в нокаут, сломав ему челюсть в трех местах.
При этом братья-каратисты оставались на свободе до тех пор, пока ситуацией не заинтересовалось Следственное управление СК России. Задержаны были оба. Семья же теперь пытается всевозможными путями спасти подсудимых от тюрьмы. Например, отец Кадашевых и один из врачей Республиканской больницы пытались уговорить потерпевшего по иску «закрыть» дело. Но это уже другая история.
Однако корень проблемы найти все же сложно. Ведь никогда не предскажешь, кто и как себя поведет. Например, никто не мог предсказать и «подвигов» Кадашевых. Как нам рассказал старший тренер сборной Карелии по самбо Роман Шегельман, который какое-то время тренировал младшего из братьев — Джахангира Кадашева, в то время к самбисту никаких вопросов по дисциплине не возникало.
«Тот же Джихангир зарекомендовал себя как трудолюбивый дисциплинированный спортсмен по тренировкам. Но что, случилось потом, я не могу прокомментировать, в то время он уже давно не тренировался», — рассказал тренер.
***
Пока проблема этнической преступности и мигрантских бойцовских клубов особенно остра в крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге. Можно предположить, что многие из приехавших в столицы «спортсменов», по сути, становятся боевым крылом разветвленного мигрантского подполья. И нет гарантий, что это подполье не масштабируется еще дальше по географии.