Posted 3 июня, 14:26

Published 3 июня, 14:26

Modified 3 июня, 14:26

Updated 3 июня, 14:26

Телесные наказания для школьников

Бить или не бить: телесные наказания для школьников

3 июня 2024, 14:26
Фото: Изображение Midjourney

Телесные наказания для школьников

Нужно ли вводить телесные наказания для школьников, чем это может обернуться для подростка, и что об этом думают жители Карелии — в нашем материале.

В начале мая прозвучала информация о предложении первого зампреда Клуба адмиралов Валерия Дорогина на дискуссии в Мосгордуме вернуть в российские школы телесные наказания. Чиновник зашел с пользы применения физической силы к школьникам.

«Битье определяет сознание», — перефразировал Карла Маркса Дорогин, при этом добавил, что его внук благодарен «за нагайку».

«Я в ужасе»

Мы провели опрос среди наших подписчиков, попросив пройти голосование. В нем приняли участие 1104 человека. Первый вариант ответа звучал так: «Категорически против. Так до показательных порок дойдет». За этот вариант проголосовали большинство читателей (57%, 630 человек).

Второй вариант ответа «Приветствую. С некоторыми иначе взаимодействовать не получается» набрал 23% голосов подписчиков (254 человека). Еще одна категория читателей воздержалась и решила узнать результаты (20%).

Подписчики поделились своим мнением (Далее орфография и пунктуация сохранены). Некоторые оказались обескуражены:

«17 процентов за. Я, как учитель, в ужасе. Маленького человека будут бить в школе. И он этого станет дисциплинированнее?!», — пишут некоторые.

Некоторые читатели подошли к ответу креативно: «Предлагаю проголосовать за телесные наказания для депутатов, в таком случае».

Другая категория готова простить телесные наказания родителям, но не посторонним людям: «Что охренели что ли? Я понимаю родитель, но чужой человек не имеет права прикасаться к ребенку, тем более наказывать…».

Другие негативно относятся к подобного рода наказаниям, но видят альтернативы в штрафовании, отчислении школьников, переводе в спецшколы.

…Или право имею?

Моральная и воспитательная сторона вопроса выходит в таких обсуждениях на первый план. Другое дело — правовая оценка телесных наказаний в школах России.

Адвокат по семейным делам Адвокатской палаты Московской области, автор тг-канала «На мушке» Юлия Мухина прокомментировала для нашего издания применение телесных наказаний в отношении школьников.

«Введение в школах и других образовательных организациях телесных наказаний в отношении детей будет не только идти вразрез со всеми положениями нормативных правовых актов в сфере регулирования образовательного процесса, но и фактически поощрять совершение правонарушений и даже преступлений насильственного характера», — считает адвокат.

Нормы закона в системе образования, указывает Мухина, закрепляют и гарантируют ученикам право на охрану жизни и здоровья. Сюда в том числе относятся обеспечение безопасных условий обучения, воспитание, присмотр, а также установление ответственности образовательных организаций за жизнь и здоровье обучающихся.

К правовым нормам, уточняет адвокат, относится и Конвенции о правах ребенка, в которой говорится о важности и нужности защиты детей от любых форм физического и психологического насилия. Причем речь идет не только о школах, но и о семьях.

«Таким образом, закрепление телесных наказаний в отношении обучающихся будет противоречить положениям международных договоров, которые являются частью правовой системы РФ, нарушать международные обязательства, которые РФ приняла на себя при подписании таких договоров», — отметила Мухина.

Более того, ст. 1073 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность взрослых — и родителей, и учителей (воспитателей) за действия малолетних, которые по каким-либо причинам причинили вред окружающим или имуществу. Исключением станет только ситуация, в которой можно доказать, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Наконец, Трудовой кодекс запрещает педагогам применять насилие в отношении воспитанников под страхом увольнения (ТК РФ п. 2 ст. 336).

«В связи с этим, применение силы в школе в дисциплинарных целях, телесные наказания в отношении участников образовательного процесса неприемлемы ни в какой форме и будут являться основанием как для привлечения педагогов и иных лиц, их применяющих, к разным видам ответственности в зависимости от последствий совершенного деяния», — подытожила адвокат.

Эффективно ли?

Психологи сходятся во мнении: наказание в виде физического насилия, во-первых, вредны для психики ребенка, во-вторых — не эффективны, если речь идет об отрицательной мотивации к работе ученика.

«Применение физической силы в дисциплинарных целях может привести к развитию у ребенка чувства страха, недоверия к взрослым и снижению самооценки. В будущем это может вызвать серьезные проблемы, такие как депрессия, тревожность и агрессивное поведение. Исследования показывают, что дети, подвергающиеся физическим наказаниям, чаще проявляют враждебность в отношениях с окружающими», — отмечает психолог Эмма Райман, основатель Академии психологии «Arcane».

Практикующий психолог, кандидат экономических наук Екатерина Каталина указывает еще на множество проблем, которые придут в систему образования вместе с телесными наказаниями. В их числе определение грани между насилием и наказанием, определение органа, который бы контролировал соблюдение «грани», возмущенные родители, злоупотребление среди учителей, которые могут потерять голову и подгонять под понятие наказание свое видение ситуации.

«Более элегантным решением проблем с дисциплиной было бы введение административного наказания для родителей и самих школьников (по достижении определенного возраста) и возрождение престижа профессии учителя. То есть, увеличить авторитет учителя», — считает Каталина.

Психолог-консультант, семейный психолог, специалист по лечению психосоматических заболеваний Виктория Смирнова смотрит на вопрос несколько с иной стороны:

«С точки зрения психологии телесное наказание это негативное подкрепление для ускорения процесса обучения или воспитания. Формирование любого школьного навыка: чтения, письма, счета и т. д. и т. п. происходит в несколько этапов», — отмечает психолог.

Ребенок получает информацию от взрослого, наблюдает за тем, как задачу решает взрослый, затем несколько раз повторяет самостоятельно, пока не доведет навык до автоматизма. Иногда это происходит очень медленно, а на скорость обучения влияют особенности нервной системы ребенка, его психологическое и физическое состояние, личность педагога и сложность учебного материала, считает Смирнова.

Материала в школе много, нередко стоит вопрос в скорости освоения материала, а для этого необходим ряд подкреплений, в том числе и негативных.

«Похвала, хорошая оценка, награда относятся к положительным подкреплениям, укоряющим запоминание. Однако существует и часто используется методы отрицательного подкрепления обучения: выговор, порицание, плохая оценка. В эту же группу следует отнести телесные наказания», — рассуждает психолог.

При этом нужно развести понятия телесное наказание и издевательство, что, как мы уже говорили выше, достаточно проблематично. Виктория Смирнова оценивает телесные наказания как свод правил, где понятно, когда и за что ты можешь быть наказан.

Действуешь по правилам — избегаешь наказания. По мнению специалиста, такое понимание телесных наказаний не травматично для психики школьника, и более того, оно может облегчать усвоение пройденного материала. Однако психолог все считает, что такой вид «мотивации» не самый эффективный.

«Я бы сказала, что „розги“ в школе — это анахронизм. Он сыграл свою роль в школьной истории, с ним надо попрощаться. В противном случае, следует отказаться от всех благ цивилизации, надеть „лапти“, зажечь лучину, тогда и детей можно пороть. Современного ребенка более простимулирует другие наказания: лишение гаджетов, социальных сетей или выполнение общественно полезного труда. Только эти наказания должны быть определены четко исполнятся учителями, учащимися и родителями», — подытожила Виктория Смирнова.

********

«Как родитель, я против таких методов, ибо такого отношения в семье не выстроено. А получить физическое наказание можно из-за „плохого настроения учителя“. Вместо работы над психо-эмоциональной сферой нашего населения, у нас происходит дрессура, что имеет еще более негативные последствия для населения в принципе», — считает Ксения Габо, практикующий клинический и кризисный психолог.

********

Подведем итог: телесные наказания явно не будут способствовать улучшению дисциплины, доверительному отношению учеников и родителей к и без того хромающей системе российского образования. Чтобы претворить в реальность странные мечты некоторых высоких чиновников, нужно серьезно править законодательство, вплоть до Конституции, чтоб разрешить взрослому человеку дать шлепка маленькому негоднику. Есть такая мысль в сфере здоровых отношений с детьми: это не ребенок по-другому не понимает. Это взрослый не может по-другому разговаривать.