Posted 21 мая 2024, 18:19
Published 21 мая 2024, 18:19
Modified 23 мая 2024, 18:04
Updated 23 мая 2024, 18:04
В конце 2023 года власти ввели запрет на экспорт топлива из России в зарубежье — одновременно и бензин, и дизель вынуждены были полностью переориентироваться на отечественный рынок. Однако после запрет временно отменили, а потом снова вернули.
Такое непостоянство эксперты объясняют так: решение о запрете обычно принимают в ситуациях, когда спрос на внутреннем рынке увеличивается или когда нефтеперерабатывающая инфраструктура страдает от атак украинских беспилотников. К примеру, возвращение моратория в марте этого года, вероятнее всего, произошло именно по этой причине.
«Ситуация складывалась следующим образом: в январе произошла авария на НПЗ Лукойла в Нижегородской области. Выпуск бензина сильно снизился. Это очень крупный завод, поэтому возникло обоснованное опасение, что может случиться нехватка бензина. К тому же, были атаки беспилотников на другие НПЗ. Ввели запрет на экспорт фактически одним днём, очень быстро», — вспоминает в разговоре с изданием «Новые известия» учёный института Энергетики Александр Титов.
Грядущее послабление объясняют переполненными запасами, которые необходимо куда-то продать. Однако многие знатоки рынка уверены, что этим решением власти намереваются дать производителям бензина продать свой товар за большую сумму, тем самым компенсируя убытки от повреждений (предположительно, 14% продукции было уничтожено дронами).
«И для бюджета через налоги, и для компаний сейчас избавиться от излишков, продать на экспорт, очень полезно. Речь идёт о 100 — 200 тысячах тонн в месяц. У нас экспорт бензина никогда большим не был. Даже зимой, когда идёт рост экспорта. А летом вообще минимальный, исторически. Цистерн хватит точно, это не такие большие объёмы. Одного дизеля в год вывозится под 20 млн тонн», — рассуждает Александр Титов.
Многие уверены, что на этот раз отмена запрета снова продлится недолго — пока правительство реализовывало планы, атаке беспилотников подверглись сразу два нефтяных производства — в Туапсе и в Славянске. Известно, что Славянский НПЗ получил повреждения и приостановил работу, о заводе в Туапсе информации нет, хотя после атаки там был пожар. Многие эксперты говорят, что успешная диверсия ставит на паузу производство как минимум на 2-4 месяца.
Так или иначе, для нефтяников продажа продукции за границу более прибыльна, и так называемый демпфер, компенсация стоимости от государства, не даёт такой выгоды. В некоторых случаях власти и вовсе могут отказать в субсидии.
«Демпфер не полностью компенсирует разницу между поставками на внутреннем рынке и и на экспорт, а только на две трети. Даже когда правительство вернуло демпфер в полном объеме, все равно разница полностью не компенсируется, только две трети экспортного нетбэка и поставок на внутренний рынок», — отмечает эксперт НИИ ВШЭ Марсель Салихов.
Постановление правительства не говорит о сроке, в течение которого будет принято решение о продлении разрешения или возврата к мораторию. В первый раз на это ушло полгода, а во второй — уже три месяца. Судя по всему, сейчас решение будет принято за рекордный один месяц.