Вопрос миграционной политики в России встал особенно остро после событий в «Крокусе» в Москве. Напомним, в марте 2024 года несколько лиц устроили резню в крупном торговом центре. Их удалось задержать практически на границе с Украиной — в Брянской области.
Совпадение или нет, но спустя буквально месяц пять вузов, в том числе Институт Пушкина и РУДН, получили предостережения от Рособрнадзора о недопустимости нарушения требований при проведении экзамена по русскому языку, истории и правовых основ для мигрантов.
«Банда» института Пушкина, как отмечает следствие, помогала иностранцам проходить экзамены. Таким образом в России незаконно оказались 464 иностранца из Узбекистана и Таджикистана.
Оказалось, что пять фигурантов дела не позже декабря 2023 года организовали незаконную выдачу разрешений на работу в Москве и окрестностях столицы России. На деле мигранты не знали ответы на вопросы в тестировании.
Крупные СМИ называли несколько имен: экс-сотрудница Института Пушкина Марина Бальбурова, Григорий Тарасенко и Татьяна Новикова. Тарасенко руководил кадровым агентством «Европа-Азия». Он вместе с Новиковой искал иностранцев, которые хотят получить сертификат. Бальбурова числилась сотрудником института им. Пушкина и принимала экзамены, на которые она заранее предоставляла ответы и перезаписывала ход экзаменов.
Силовики провели обыски, установили, что все причастные к организации «банды» имеют отношение к делу. Теперь фигурантов ждет суд.
О том, как должен проходить экзамен для иностранцев, нашему изданию рассказала доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат филологических наук Лариса Алешина.
Тестирование проводится в устной и письменной форме: «Экзамен по истории России и основам законодательства Российской Федерации — в письменной форме (в виде тестирования), в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий», — цитирует Постановление Правительства № 824 Алешина .
Экзамен проводится с использованием единых для всей России КИМов. Сложность вопросов в тестах зависит от того, для чего мигрант получает сертификат: на разрешение на временной пребывание (РВП), вид на жительство (ВНЖ) или Гражданство.
К экзаменатору есть свои требования, рядовой гражданин России не может принимать экзамен. Для этого на базе учреждения создается комиссия, в которую должны быть включены те, кто имеет, как минимум образование по программе повышения квалификации в области методики преподавания русского языка как иностранного или тестологии, а еще лучше — те, кто имеет высшее филологическое, лингвистическое, исторические или юридическое образование.
«Максимальная продолжительность проведения экзамена для иностранных граждан в целях получения ими разрешения на временное проживание или вида на жительство — не более 90 минут», — продолжает Алешина.
Она также отмечает, что проведение экзамена должно фиксироваться на видео и аудиоматериалы, сдающие экзамен должны иметь возможность подавать апелляцию и другие «процедурные» моменты. После проведения экзамена, документы сдаются в отдел по миграции.
Весной 2023 года ФСБ сообщала о том, что в Петрозаводске были задержаны два человека, которые организовали выдачу сертификатов иностранцам. Было установлено, что аттестация проводилась фиктивно, а полученные сертификаты, тем временем, позволяли мигрантам устраиваться на работу в Карелии.
Фигуранты были отправлены под стражу, им грозили штрафы до полумиллиона рублей и заключение до 7 лет. Чем завершилась история мы уточнили в ФСБ Карелии, о том, что нам сообщат, мы напишем дополнительно.
Нам удалось пообщаться с экс-работником одной из петрозаводских контор, принимавших экзамен у иностранцев. Некоторое время она принимала участие в работе экзаменационной комиссии.
«Документы я для оформления собрала, но оставаться передумала — предложили другую работу», — поделилась Вероника М.[Имя изменено — прим.ред.].
Девушка рассказала, что несколько лет назад закончила учебу в Петрозаводском университете и была в поиске работы. В сервисе по поиску вакансий она наткнулась на объявление, где требовался специалист с высшим филологическим образованием.
«По большому счету, это же работа по специальности. Уходить в другую сферу я не хотела. Прошла собеседование. Нужно было собрать пакет документов для фактического трудоустройства в один из московских вузов. Ставка там была бы мизерная, но формально я бы числилась в университете. Платить обещали по факту: сколько отработаю, столько получаю. Получается, что-то официально, как сотрудник, что-то — на руки», — рассказала Вероника М.
Собеседница нашей редакции около месяца осваивала инструкции. В основном, рассказывает девушка, занималась разбором документации. Руководитель показывал, как проходит экзамен, кто приходит получать сертификаты, как заполняются отчеты, анкеты, записывается процедура, откуда приезжают экзаменуемые.
Как правило экзаменуемые не всегда понимали русский язык, не умели читать по-русски, не понимали, где и как ставить ответы в бланке.
«Те, кто приходил сдавать, на записи уже знали ответы, иначе те же патенты можно было бы сдавать до второго пришествия. Чаще всего приходила группа иностранцев во главе с „толмачём“ — человеком который уже давно в стране и владеет языком, знакомствами, умением отличить МФЦ от МХК. Он им объяснял, что и где отмечать, и как при этом себя вести», — поделилась Вероника.
На наш вопрос о том, проводились ли проверки в компании, девушка ответить не смогла — не застала, но пояснила:
«Постоянно возникали новые директивы по тому как правильно снимать экзамен, в остальном, пока я работала изменений в самой структуре экзамена почти не было. Проверки при мне не проводились, все они были дистанционными, и заключались в просмотре записей камер с экзамена», — рассказала Вероника.
Она также рассказала, как приходили «клиенты». Поиском тех, кто желает получить сертификат занимались сами «толмачи». Более того, много групп мигрантов присылали крупные застройщики. Также возвращалась «благодарная клиентура» под руку со свежеприбывшими членами своих семей.
О том, как в дальнейшем складывалась их судьба, где они проходили регистрацию, девушка не знает, а сами экзамены не принимала, поскольку тут у руководства было условие — сначала оформить документы.
Экзамены, рассказала Вероника, проводятся по-разному, в зависимости от того, на что сдается экзамен — патент, РВП или ВНЖ.
«Патент: самый простой, нет аудирования, нет общения между студентом и экзаменатором, только простенький тест на самые базовые знания языка, правовых норм и истории. Кроме того, студенту надо было на камеру назвать своё имя, происхождение, и зачем он, собственно явился. Зачастую это становилось для них непреодолимым испытанием. Можно сдавать массово, главное чтобы все попадали в кадр», — поделилась девушка.
РВП включает в себя всё, что было в предыдущем тесте, плюс аудирование и короткая живая беседа о пользе молока и вреде табака с экзаменатором, которая проводится тет-а-тет.
«ВНЖ — по сути усложнённый РВП, без дополнительных заданий. Его сдавали уже хорошо знающие язык и культурные нормы люди. Зачастую, кстати, это были наши бывшие соотечественники которые не уехали в Россию сразу после развала СССР. Сдавался и принимался в 90% случаев без проблем. Сдавали тоже с глазу на глаз под запись», — рассказала Вероника.
*****
События в «Крокусе», нередкие сообщения из регионов о том, что россияне и переселенцы из соседних стран практически воюют друг с другом, уголовные дела об убийствах и изнасилованиях мигрантами внешности уже перестали быть нонсенсом. Миграционная политика России, считают многие эксперты, нуждается в коррекции. Начало стоило бы положить с въезда в страну и разрешительных документов на пребывание. Хотя, самые строгие правила не помешают тем, кому выгодно привозить рабочую силу в Россию. И Карелия здесь — не исключение.