Posted 2 мая, 14:26
Published 2 мая, 14:26
Modified 5 сентября, 13:27
Updated 5 сентября, 13:27
При современном уровне развития беспилотной авиации дальность полетов дронов самолетного типа достигает от 1000 до 3000 километров, рассказал нашему изданию Михаил Гацко, доцент Кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, полковник запаса.
«В Украине разработаны и могут быть применены следующие „дальнобойные“ БПЛА самолетного типа: „Сокол-3000“ с дальностью полета более 3000 километров; „Бобер“ с дальностью полета около 1000 км, а также беспилотные самолеты типа А-22 „Лисица“, способны покрывать дальность в 1500 километров», — рассказал эксперт.
Наиболее «дальнобойным» из них является украинский беспилотник «Сокол-300», отметил специалист. По его словам, это аналог турецкого ударного беспилотного аппарата Bayraktar TB2. С двигателем Rotax 914 максимальная дальность его полета достигает 3300 км, а продолжительность полета составляет 26 часов.
Как известно, 2 апреля три дрона самолетного типа атаковали территорию предприятий в Татарстане. Если их действительно запустили с территории Украины, то они преодолели расстояние более 1200 километров, отметил Гацко.
«По экспертным оценкам, это были дроны самолетного типа либо переделанные в беспилотники легкомоторные самолеты. Некоторые источники считают, что одним из дронов мог быть модифицированный БПЛА украинского производства UJ-22 Airborne, который разработан украинской компанией UKRJET и находится на вооружении ВСУ с 2020 года. Дальность его полета составляла прежде порядка 800 километров, но после модификации значительно увеличилась», — заявил эксперт.
При этом применение беспилотников на большое расстояние невозможно без навигационной поддержки через систему спутниковой связи, добавил Гацко.
«Очевидно, что спутниковая связь обеспечивалась американскими спутниками Starlink. Один такой спутник обеспечивает до 1400 километров связи, но Starlink летают группировкой, и можно обеспечить бесперебойную связь на значительные расстояния, переключаясь со спутника на спутник», - рассказал эксперт.
От Карелии до границы с Украиной расстояние по прямой составляет 899 км или 557 миль. Реальная крейсерская скорость у БПЛА самолетного типа составляет 500-700 километров в час, рассказал Михаил Гацко. Таким образом время полета БПЛА, запущенного с территории Украины до Карелии, может составить полтора или два часа, подсчитал эксперт.
Гацко уверен, что БПЛА могут быть запущены и с территории стран НАТО, а также с нейтральных вод в Балтийском море.
«Ранее нейтральная Финляндия официально стала 31-м членом НАТО… Расстояние от Петрозаводска до Финляндии по прямой составляет 200 км. В этой связи вполне обоснованным ответом на расширение НАТО является решение о создании на территории Карелии армейского корпуса на базе 6-й общевойсковой армии, управление которой с 1960 года находилось в Петрозаводске и было расформировано в 1998 году. В воссозданный армейский корпус войдут три мотострелковые дивизии в составе Сухопутных войск и две десантно-штурмовые дивизии ВДВ», — рассказал Гацко.
По словам специалиста, воздушное пространство Карелии от атак дронов могут эффективно защитить такие средства ПВО, как ЗРК «Тор-М2» и «Бук-М3», а также ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», способные сбивать дроны на дальних рубежах.
«На ближних рубежах противодроновую борьбу могут эффективно вести средства РЭБ, а также расчеты скорострельных „Шилок“ и „Тунгусок“», - прокомментировал эксперт.
О вероятности запуска беспилотников с территории других стран заявил и Дмитрий Раевский, политолог и сооснователь КБ «Валькирия» по сборке БПЛА для фронта. По его словам, если дрон запустят с территории Украины, то он все же вряд ли долетит до Карелии. Однако если это будет сделано с другой территории — то опасаться стоит.
«Никто не помешает представителям Украины или НАТО запускать эти беспилотники с территории Прибалтийских государств… И тогда, конечно же, расстояние менее 1000 километров беспилотник покроет легко», — прокомментировал Раевский.
Кроме того, по словам эксперта, есть вопрос в точности наведения. Дело в том, что беспилотники, летящие по заданным GPS-координатам, не очень точны. То есть они могут попасть под действие» спуфинга», упасть где-нибудь, взорваться где-то рядом с целью, а не ударить по самой цели.
«Поэтому в последнее время украинцы применяют новую тактику — посылают своих диверсантов с пультами управления непосредственно к тому месту, где должен произойти взрыв. И на последних минутах они подключаются к беспилотнику и ведут его на цель уже в ручном управлении по видеокамере, что приводит к поражению цели с высокой точностью. - заявил Раевский. - Надо сказать, что Санкт-Петербург уже был неоднократно атакован беспилотниками из Прибалтики. Поэтому в Карелию такие беспилотники могут долететь и цели поражать».
При этом еще один эксперт — основатель ООО Квадвижн Григорий Герасимов — считает, что налет дронов на Карелию маловероятен. Разумеется, полностью исключать такую возможность нельзя, но есть ряд фактов, свидетельствующих в пользу относительной безопасности региона, уверяет специалист.
Первое — это малочисленность возможных целей. По словам Герасимова, дроны-камикадзе — «эффективное» вооружение, однако узко специализированное. Существующие сегодня системы не способны нести крупный боезаряд, и кроме того уязвимы для войсковых средств ПВО. Поэтому цели выбираются по определенному принципу: это точечные объекты, слабо прикрытые средствами ПВО, одиночное попадание по которым может нанести большой ущерб.
«К таким целям относятся, например, точечные объекты нефтегазовой сферы, узкоспециализированные военные заводы, тыловые аэродромы базирования военной авиации. Иногда выбираются цели, удар по которым вызовет значительный резонанс в обществе, например, прилеты по Кремлю и Москва-Сити. — прокомментировал эксперт. — В Карелии не так много предприятий, подходящих под критерии выбора цели».
Второй фактор — удаленность. Карелия находится на значительном удалении от территорий, находящихся под контролем Украины. И насколько известно, успешных попыток ударов дронами камикадзе на такие дистанции ещё не предпринималось, заявил Герасимов.
По словам эксперта, несмотря на то, что такая дальность не является в принципе непреодолимой для беспилотников, за прирост в дальности применения системы нужно платить. В первую очередь — взлетной массой и габаритами изделия.
«Это в свою очередь повлечет усложнение и удорожание конструкции, необходимость применения других материалов, усложнение технологии производства, что неизбежно скажется на стоимости системы, а низкая цена — ключевое преимущество дронов. Также, теряется второе важное преимущество — простой производственный процесс. Ну и наконец, чем больше размер, тем лучше заметность на радаре и, как следствие, уязвимость для наших ПВО, а значит придется запускать одновременно очень много аппаратов. Иными словами — бить на такую дистанцию дорого и сложно», - заключил специалист.