Posted 24 апреля, 14:26
Published 24 апреля, 14:26
Modified 24 апреля, 14:26
Updated 24 апреля, 14:26
Апель 2024 года прошел под знаменем скандала в одной из школ в Петрозаводске. Кто кого довел и стал причиной конфликта до конца не понятно. «На орехи» получили и школьники, и директор.
В начале апреля в карельском телеграм-канале появилось сообщение о серьезном конфликте между администрацией и учениками школы № 36. Ссора возникла из-за порчи вещей в гардеробе: дети испортили вещи других учащихся, за что понесли нестандартное наказание от педагогов. Свои вещи «наказанные» нашли позже в урнах туалетов в самом неприятном виде.
Сначала на ситуацию махнули рукой, но когда нашлось больше свидетелей жестокости, начались проверки из Минобразования, мэрии, за дело взялся детский омбудсмен Карелии.
Директора школы и ее заместителя по учебно-воспитательной части временно отстранили, о чем теперь уже экс-руководитель даже написала стихи, а в соцсетях просили вернуть директора с большим стажем, мол, взрослых до нервного срыва довели неуправляемые подростки.
Что же до школьников, то троих из них поставили на учет, причем так совпало, что «на карандаш» их взяли за курение, а внимание к себе они привлекли тем, что принимали участие в порче курток в школьном гардеробе.
Не остался в стороне и Геннадий Сараев, который, к удивлению местных СМИ, трижды высказывался по поводу сложившейся ситуации, и трижды к этому у петрозаводчан были вопросы: буллинга не было, у педагогов выгорание, детей от давления администрации защитит, а в финале виноватыми оказались все: и дети, и педагоги, и родители.
С позицией омбудсмена о том, что виноватыми в ситуации оказались все, мы, допустим, согласимся. На поведение подростков жалобы поступают не только из школ. Взрослые подают тот еще пример. А о тяжелой жизни педагогов в школах мы уже не раз рассказывали. Попробуем разобраться, откуда у травли «ноги растут», и как справляться с непростой ситуацией.
По разным оценкам, более 50% российских школьников подвергаются или подвергались травле, и только 39% из этой категории готовы были поделиться этими переживаниями со взрослыми.
По данным агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика», в первую очередь дети и подростки жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). По мнению подростков в возрасте от 16 до 18 лет, школьников чаще всего травят за их внешний вид (43,8%) или национальную принадлежность (33,6%).
В исследовании Института образования НИУ ВШЭ говорилось, что лишь треть подростков, участвовавших в исследовании (33% опрошенных), ни разу не чувствовали себя в роли жертвы. Примерно столько же (35%) ни разу не были свидетелями травли одноклассников.
Статистики по Карелии нам добыть не удалось, однако практически каждый родитель сталкивался с той или иной формой агрессии в отношении своего ребенка, причем как со стороны сверстников, так и педагогов. И речь идет не только о школе, но и дополнительном образовании и детских садах.
Психологи сходятся во мнении, что в конфликтных ситуациях, которые основаны на травле, есть агрессор и жертва, причем в обеих ролях могут в равной степени участвовать как ребенок, так и взрослый.
Важный момент: психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, тьютор Еся Осипова указывает на то, что в таких ситуациях всегда есть публика: травля обычно происходит именно там, где агрессору необходимо удержать свою значимость, проявить силу или власть. В противном случае, смысл буллинга теряется. Об этом нашей редакции рассказала и член Комиссии по направлению «Культура» Госсовета РФ, директора АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «СЕМЬЯ И РОДИНА» Наталья Локтева.
Когда агрессором выступает учитель, в «игру» вступают качества и проблемы педагога, в том числе попытки удержать свой авторитет, беспокойство за результаты обучения:
«Другой причиной служат личные психологические травмы учителя, или его неумение справляться со своими эмоциями», — отмечает Еся Осипова.
Еще одну причину, по которой учителя прибегают к травле учеников — нехватка времени для полноценной педагогической работы. Мы уже рассказывали о серьезных нагрузках на преподавателей: требования к проведению уроков и подаче материала ужесточаются, количество часов на материал становится меньше, педагог не всегда может вовремя понять, является ли его способ взаимодействовать с детьми наставлением или актом травли.
Справиться с подростками, находящимися под влиянием гормонов, бунта и поиска себя в общественной иерархии становится тяжелейшей задачей. Об этом редакции рассказала Александра Жигунова, член Национальной ассоциации научно-педагогических работников и методических сотрудников организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного образования «Эксперты в образовании»:
«Все это связано, в основном, с тем, что классы школ переполнены учениками. В среднем на одного учителя приходится 30-35 учеников. Решением может быть уменьшение количества обучающихся до 15 человек в классе», — считает Александра Жигунова.
Когда речь идет о травле в подростковой среде, применимы те же механизмы, что и во взаимодействии взрослый — ребенок.
«Причины, на самом деле, всего три: нравится, не нравится, завидую. Не редко дети испытывают разные чувства к другим детям, основываясь на опыте взаимоотношений», — считает Александра Жигунова.
Так, специалисты отмечают, что дети транслируют то, что видят в обществе, в том числе в семье. Нередко агрессором выступают подростки, которые переносят насилие в семье и таким образом «отрабатывают» злость на более слабых сверстниках.
Наталья Локтева называет четыре основных причины, по которым подростки жестоки по отношению друг к другу:
«Ошибочно думать, что от такого поведения агрессоров, как в лице хулиганов, так и в лице педагогов, страдают только дети, напрямую подверженные травле. К группе „страдающих“ относятся и свидетели буллинга, которые переживают вторичные эффекты насилия, в результате чего живут в напряжении, опасаясь того, что травля будет обращена в том числе на них», — отмечает Локтева.
Собеседники КарелИнформ в первую очередь рекомендуют поддержать ребенка, объективно оценить ситуацию, принять активное участие в ее решении.
Необходимо будет собрать доказательства: запросить записи с камер видеонаблюдения, опросить других родителей и учителей.
Чтобы отстоять права ребенка также необходимо обратиться к психологу или психиатру, чтобы жертве травли вовремя оказали квалифицированную помощь, а также зафиксировали вред, нанесенный психике ребенка.
«Важно сражаться с обидчиками только в правовом поле, ведь только там можно одержать истинную победу. Пишите жалобы в официальные инстанции, собирайте доказательства, скажите ребёнку, что он может и должен снимать на видео непристойное поведение сверстников», — отмечает Кира Гольдштейн, школьный психолог, сотрудник Онлайн-школы №1.
Наталья Локтева отмечает, что родным важно вовремя заметить, что ребенок стал жертвой буллинга. Родители должны вовремя заметить отношение ребенка к школе, нежелание туда идти. При этом такое нежелание может проявляться в виде психосоматических нарушений, из-за чего школьник будет склонен к частым заболеваниям.
Родителей должны насторожить подавленное настроение, раздражительность, эмоциональная лабильность, из-за чего он может часто плакать, постоянно хотеть спать или закрываться один в комнате.
«При этом не ждите, что ребенок расскажет вам о проблеме. Жертвы буллинга, наоборот, всячески купируют эту тему. Однако именно по тому, что ребенок отказывается говорить об одноклассниках или о школьной жизни уже можно заподозрить неладное. Ответы на ваши вопросы будут односложными и неинформативными, а при попытках узнать больше, последуют агрессия и закрытость», — подсказала эксперт.
В первую очередь психологи и специалисты в сфере педагогики рекомендуют провести беседу с ребенком-агрессором. Зачастую реальным адресатом злости оказывается не жертва, а болезненные события, поведение близких.
Рекомендуется проговорить, что действия, которые он совершает — насилие. Показать фильмы, в которых присутствует тема буллинга, например «Чучело», обсудить со школьником персонажей, вызвать эмпатию.
«Если ребенок не идет на контакт, то необходимо обратиться к психологу и прорабатывать данную проблему. Ни в коем случае нельзя ругать, высмеивать или стыдить ребенка за его действия, это может дать новый толчок для выражения своих эмоций и продолжения буллинга», — рекомендует Александра Жигунова.
Тьютор Еся Осипова также предлагает ознакомить ребенка-агрессора с возможными последствиями злого поведения, например, рассказать об ответственности, в том числе и уголовной, чтобы показать серьезность его проступка:
Статья 111 Уголовного кодекса Российской Федерации — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Статья 112 Уголовного кодекса Российской Федерации — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.
Статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации — кража.
Статья 161 Уголовного кодекса Российской Федерации — грабеж.
Статья 162 Уголовного кодекса Российской Федерации — разбой.
Статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации — вымогательство.
Статья 167 часть 2 Уголовного кодекса Российской Федерации — уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений.
Статья 213 часть 2 Уголовного кодекса Российской Федерации — хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.
Статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации — вандализм.
************
Тема травли обширна, сложна и многогранна. «Главными героями» выступают и дети, и взрослые — одного виновного в таких ситуациях нет. Но взрослым необходимо помнить: поведение подростков — плод их же воспитания. Учителя не всегда сдерживаются и имеют профессиональные навыки. Родители могут стать агрессорами в попытках «правильно воспитать» подрастающее чадо. А дети — копируют поведение тех, на кого стараются равняться.