Posted 8 апреля, 14:26
Published 8 апреля, 14:26
Modified 8 апреля, 14:26
Updated 8 апреля, 14:26
С февраля 2024 года в Национальном музее Карелии проходит выставка о двух деревнях на севере республики. Речь идет об Оланге и Вартиолампи, которые исчезли в середине прошлого века.
«В Карелии много исчезнувших деревень. Почему мы выбрали именно Олангу и Вартиолампи: у парка Паанаярви, который в основном занимается этим вопросом, есть материалы по истории этих деревень, а у нас есть небольшая коллекция, которая имеет отношение к ним. Нам было интересно ее показать», — поделилась с нашей редакцией автор выставки Екатерина Логвиненко.
История освоения окрестностей Паанаярви берет свое начало в VII–IV веках до нашей эры. Здесь обитали кочевые племена, которые занимались охотой на северного оленя. Этот промысел был основным для местных жителей и через несколько тысяч лет — еще в первой половине ХХ века население деревень занималось оленеводством и рыбной ловлей, наряду с коробейничеством.
Деревни Вартиолампи и Оланга были основаны примерно в 18 веке на берегу реки Оланги. Первая к началу ХХ века насчитывала 16 дворов, вторая — 33. Сегодня на картах этих деревень нет: одна была сожжена во время Великой Отечественной Войны, вторая затоплена после запуска Кумской ГЭС.
«"
Деревни севера Карелии вызывали интерес исследователей: в начале ХХ века сюда устремлялись комплексные экспедиции, изучавшие быт и население здешних мест. В материалах выставки приводится цитата из документов тех лет, поясняющая исключительность местного колорита:
«Наиболее отсталый район Северо-Западной Карелии, здесь еще до сих пор сохранилось много бытовых особенностей, которые уже исчезли или исчезают в других местах. Широко бытуют всякого рода суеверия, заговоры и в связи с этим сохранились колдуны и знахари. население — в массе староверы».
Результаты и материалы экспедиций 1920–1930 годов оказались уникальными. Сегодня материалов о жизни Оланги и Вартиолампи мало:
«Сложно было работать с историей основания деревень. Несмотря на присутствующие „белые пятна“, удалось выстроить линию рассказа от древности вплоть до XX века, что, на самом деле, редкость, для таких малых и отдаленных деревень», — рассказывает Екатерина Логвиненко.
Оланга стала Родиной первого художника-карела, который создал иллюстрации к эпосу Калевала, Осмо Бородкина. Мастер получил образование в Петрозаводске, участвовал в этнографических и фольклорных экспедициях, делал зарисовки. Во времена Великой Отечественной Войны стал бойцом партизанского отряда, а после расформирования принял участие в освободительном походе на Польшу. В боях проявил мужество и отвагу, за что был награжден орденами. После войны Осмо Бородкин продолжил работу в сфере искусства, но его путь оборвался на 36-м году жизни из-за ранений, полученных в годы войны.
Деревня Оланга была родиной сказительницы Марины Такало (Никитиной). Судьба сказительницы была трудна: она была вынуждена перебраться в Финляндию в 20-е годы, в период Великой Отечественной войны Марина Такало вернулась на родную землю, когда Оланга была занята финнами, а в 1944 году сказительница снова уехала в Суоми, где получила широкую известность.
Период войны стал трагическим для приграничных территорий Карелии. В 1941 году территория Оланги и Вартиолампи была полностью под оккупацией. В Сентябре Красная армия продвинулась на 15 км, перейдя в наступление. Солдатам удалось закрепиться на рубеже озера Ярошъярви и озера Лохгубы, где продолжались бои местного значения долгие три года.
В начале сентября 1944 года финские войска стали покидать оккупированные территории, обязавшись зачистить землю от немецкий фашистов. При отступлении немцы пользовались тактикой «выжженной земли» — оставляли после себя сожженные до основания деревни. Участь сожжения постигла Вартиолампи.
«Самый трагичный факт, с которым довелось столкнуться во время работы над выставкой, это уничтожение деревень. Сожжение Вартиолампи — история загадочная. Нет точно подтвержденных данных, кто сжег деревню. Неизвестно, немцы ли это сделали при отступлении. Как выяснили в парке Паанаярви, есть семейная легенда, что это сделали сами жители-старообрядцы из-за того, что деревня „осквернена“ была. Представляете, самим свою деревню сжечь, это же эмоциональный накал, это трагедия!», — поделилась автор выставки Екатерина Логвиненко.
Оланге повезло больше: по возвращении местные жители обнаружили целые дома. Но судьба заставила их снова покинуть родные места.
Кольский полуостров было необходимо обеспечить энергией, для чего был построен каскад Нивских ГЭС, которые объединили шесть гидроэлектростанций. Кумская ГЭС — самая южная в каскаде и единственная на территории Карелии начала строиться в 1961 году.
При строительстве было создано Кумское водохранилище, включившее Пяозеро, Топозеро, Кундозеро. уровень воды поднялся на несколько метров, что привело к затоплению более 750 гектаров земли. Затопленной оказалась и Оланга: ее дома перенесли. Так на месте низовьев деревни оказался узкий пролив, берега которого некогда были древним руслом реки Оланги.
«Самое драматичное, на мой взгляд, это ушедшая под воду деревня с могилами предков. Это то, что вызывает наибольшую боль у местных жителей. Это очень болезненная тема», — поделилась Логвиненко.
********
«Это одна из тех выставок, которые имею живой отклик у аудитории. В том числе выходцы из деревень, то есть это люди, которые имеют корни в этих деревнях, или те, чья история малой Родины чем-то похожа на эти деревни», — поделилась Екатерина Логвиненко.